Соразмерность административного наказания

Подборка наиболее важных документов по запросу Соразмерность административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 18.9 "Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" КоАП РФ"Вместе с тем, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учитывая, что Общество является малым предприятием, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции полагает, что назначение наказания даже в минимальном размере санкции части 4 статьи 18.9 КоАП РФ (400000 руб.) является в данном случае чрезмерным, носит избыточный карательный характер и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"Указав, что существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено; постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность) не установлено; суд первой инстанции, вместе с тем, посчитал необоснованной меру наказания, примененную административным органом к обществу за совершенное им правонарушение, и, руководствуясь положениями статьи 3.1, частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, приняв во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности охраняемых государством правоотношений, учитывая принцип соразмерности административного наказания, пришел к выводу, что назначенное обществу наказание не соответствует степени тяжести совершенного им деяния, при этом цель административного наказания будет достигнута путем применения административного наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб., т.е. уменьшенного на 50% по правилам части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)
Указание на определение однородного административного правонарушения не содержится в административном законодательстве, но имеет место в судебной практике. Так, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" однородное административное правонарушение - фактически это несколько административных правонарушений, в составе которых присутствует единый родовой объект посягательства [2]. По мнению автора, необходимо прямое указание на признаки однородного административного правонарушения в новом административном законодательстве. Понимание под однородным административным правонарушением состава правонарушения, указанного не только в одной статье Особенной части, но и в нескольких, позволит устранить проблему безосновательного привлечения лица к административной ответственности, будет способствовать реальному, а не формальному воплощению принципов справедливости и соразмерности административных наказаний.
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008)
(ред. от 04.06.2014)
(Извлечение)
Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.