Штатное расписание государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Штатное расписание государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Таким образом, взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 29 и пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не могут рассматриваться как не согласующиеся с конституционными предписаниями, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий заключенного с гражданским служащим служебного контракта в связи с введением в штатное расписание государственного органа взамен должности гражданской службы, замещаемой этим гражданским служащим, новой должности, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, а также не предполагают применения пункта 7 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность гражданской службы и не выразившего согласия на замещение указанной иной должности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Штатное расписаниеШтатные расписания организации по месту утверждения имеют постоянный срок хранения. Если организация не является источником комплектования государственных или муниципальных архивов, штатные расписания должны храниться до ее ликвидации (п. "а" ст. 40 разд. 1.3 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236)). Сокращать эти сроки нельзя (п. 4.10 Инструкции, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой гражданским служащим, введена новая должность, относящаяся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, оснований, чтобы изменить по инициативе представителя нанимателя условия заключенного с гражданским служащим служебного контракта, нет. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной новой должности его нельзя уволить по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. При таком изменении организационно-штатной структуры госоргана необходимо применять правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей госслужбы (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2022 N 29-П). Полагаем, что, хотя этот вывод касался положений прежней редакции Закона о государственной гражданской службе, он актуален и сейчас.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой гражданским служащим, введена новая должность, относящаяся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, оснований, чтобы изменить по инициативе представителя нанимателя условия заключенного с гражданским служащим служебного контракта, нет. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной новой должности его нельзя уволить по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. При таком изменении организационно-штатной структуры госоргана необходимо применять правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей госслужбы (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2022 N 29-П). Полагаем, что, хотя этот вывод касался положений прежней редакции Закона о государственной гражданской службе, он актуален и сейчас.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они - в системной взаимосвязи и по смыслу, приданному им судебным толкованием (в том числе в решениях по конкретному делу), - служат основанием для решения вопроса об изменении по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта в связи с изменениями в организационной структуре государственного органа и, как следствие этого, о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении гражданского служащего, должность которого была исключена из штатного расписания государственного органа, по причине отсутствия его согласия на замещение другой должности гражданской службы со сходными должностными обязанностями, но с иным наименованием и относящейся к иной категории и (или) группе должностей.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 256
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"а) для формирования организационной структуры и штатного расписания государственного органа (исключая вопросы финансового управления);
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"а) для формирования организационной структуры и штатного расписания государственного органа (исключая вопросы финансового управления);
Готовое решение: Что нужно знать о служебном контракте с гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Замещение должности в отношении гражданских служащих - это занятие гражданским служащим определенной должности в соответствии со штатным расписанием госоргана на основании акта о назначении на нее и служебного контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Замещение должности в отношении гражданских служащих - это занятие гражданским служащим определенной должности в соответствии со штатным расписанием госоргана на основании акта о назначении на нее и служебного контракта.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- соответствия организационно-штатного расписания краткосрочным и долгосрочным целям и задачам государственного органа;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- соответствия организационно-штатного расписания краткосрочным и долгосрочным целям и задачам государственного органа;
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)По сведениям Минфина России <2>, по состоянию на май 2024 г. выявлен кадровый дефицит на государственной гражданской службе: фактическая численность работников федеральных государственных органов (без учета численности работников, переведенных на новые системы оплаты труда) в разрезе центральных аппаратов и территориальных органов составила 703 847 чел., что соответствует 88,0% от штатного расписания; фактическая численность работников государственных органов субъектов Российской Федерации составила 106 690 чел. (92,5%). Наиболее малочисленными и уязвимыми в кадровом обеспечении являются Росархив (46 чел.; 80,7%) и Росмолодежь (93 чел.; 81,6%), а наименьший показатель укомплектованности отмечается в Росгидромете (200 чел.; 69,2%).
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)По сведениям Минфина России <2>, по состоянию на май 2024 г. выявлен кадровый дефицит на государственной гражданской службе: фактическая численность работников федеральных государственных органов (без учета численности работников, переведенных на новые системы оплаты труда) в разрезе центральных аппаратов и территориальных органов составила 703 847 чел., что соответствует 88,0% от штатного расписания; фактическая численность работников государственных органов субъектов Российской Федерации составила 106 690 чел. (92,5%). Наиболее малочисленными и уязвимыми в кадровом обеспечении являются Росархив (46 чел.; 80,7%) и Росмолодежь (93 чел.; 81,6%), а наименьший показатель укомплектованности отмечается в Росгидромете (200 чел.; 69,2%).
Статья: Система оплаты труда, привязанная к МРОТ
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Также напомним, что в Указаниях по заполнению унифицированных форм кадровых документов (к Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) предлагалось в утвержденной Госкомстатом форме штатного расписания (Т-3) зарплату указывать в рублях: "В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата..." И хотя форма Т-3 сейчас необязательна к применению, но из этого документа мы фактически узнаем позицию государственного органа относительно указания зарплаты в рублях в штатном расписании.
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Также напомним, что в Указаниях по заполнению унифицированных форм кадровых документов (к Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) предлагалось в утвержденной Госкомстатом форме штатного расписания (Т-3) зарплату указывать в рублях: "В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата..." И хотя форма Т-3 сейчас необязательна к применению, но из этого документа мы фактически узнаем позицию государственного органа относительно указания зарплаты в рублях в штатном расписании.
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Юридическое значение Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы заключается в том, что он является источником систематизации должностей федеральной государственной гражданской службы, обязателен для всех федеральных государственных органов. Штатное расписание федеральных государственных органов должно формироваться и опираться на классификацию, предложенную Реестром, поэтому дополнение или изменение наименований должностей в штатных расписаниях государственных органов представляется неправомерным. В случае исключения должности из Реестра прекращается юридическое существование должности федеральной государственной гражданской службы, что и приводит к изменениям и в штатных расписаниях федеральных государственных органов. Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы будет начинаться не с момента включения ее в Реестр должностей государственной гражданской службы, а с момента утверждения ее в штатном расписании государственного органа.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Юридическое значение Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы заключается в том, что он является источником систематизации должностей федеральной государственной гражданской службы, обязателен для всех федеральных государственных органов. Штатное расписание федеральных государственных органов должно формироваться и опираться на классификацию, предложенную Реестром, поэтому дополнение или изменение наименований должностей в штатных расписаниях государственных органов представляется неправомерным. В случае исключения должности из Реестра прекращается юридическое существование должности федеральной государственной гражданской службы, что и приводит к изменениям и в штатных расписаниях федеральных государственных органов. Исходя из вышеизложенного приходим к выводу, что правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы будет начинаться не с момента включения ее в Реестр должностей государственной гражданской службы, а с момента утверждения ее в штатном расписании государственного органа.