С какого момента лицо считается привлеченным к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу С какого момента лицо считается привлеченным к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за длящееся правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)3. Повторное привлечение к административной ответственности за длящееся правонарушение (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Повторное привлечение к административной ответственности за длящееся правонарушение (практика арбитражных судов)
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 по делу N 16-7752/2024 (УИД 64MS0050-01-2024-001607-57)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано.Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, объективная сторона данного правонарушения выражается в отказе выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и деяние считается оконченным с момента такого отказа. При этом установление состояния опьянения у лица, привлекаемого к административной ответственности по данной норме, правового значения для квалификации правонарушения не имеет, а потому утверждение заявителя жалобы об отсутствии у С. каких-либо внешних признаков опьянения не свидетельствует о незаконности требования сотрудника ГИБДД, у которого в свою очередь возникли основания полагать, что у водителя имеются признаки опьянения, зафиксированные уполномоченным должностным лицом в соответствующих процессуальных документах.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Отказано.Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, объективная сторона данного правонарушения выражается в отказе выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и деяние считается оконченным с момента такого отказа. При этом установление состояния опьянения у лица, привлекаемого к административной ответственности по данной норме, правового значения для квалификации правонарушения не имеет, а потому утверждение заявителя жалобы об отсутствии у С. каких-либо внешних признаков опьянения не свидетельствует о незаконности требования сотрудника ГИБДД, у которого в свою очередь возникли основания полагать, что у водителя имеются признаки опьянения, зафиксированные уполномоченным должностным лицом в соответствующих процессуальных документах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из изложенного следует, что лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и обязано исполнить вынесенное в отношении его постановление после истечения 10-дневного (5-дневного) срока на его обжалование с момента получения или вручения копии постановления по делу об административном правонарушении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из изложенного следует, что лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и обязано исполнить вынесенное в отношении его постановление после истечения 10-дневного (5-дневного) срока на его обжалование с момента получения или вручения копии постановления по делу об административном правонарушении.
Статья: Коммерческий подкуп
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же самое время для привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо установить наличие факта передачи, предложения или обещания денег, имущества, прав или оказания услуг должностному лицу, действовало ли совершающее правонарушение лицо от имени или в интересах представляемого им юридического лица и, наконец, рассчитывало ли данное юридическое лицо от данного должностного лица на совершение каких-либо действий или бездействие. Если эти составляющие имеются в наличии, то юридическое лицо подлежит соответствующей административной ответственности. Состав данного административного правонарушения будет считаться оконченным с момента совершения неправомерного действия, таким образом, наличие или отсутствие соответствующих негативных последствий, связанных с совершением данного действия, не будет иметь никакого значения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же самое время для привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо установить наличие факта передачи, предложения или обещания денег, имущества, прав или оказания услуг должностному лицу, действовало ли совершающее правонарушение лицо от имени или в интересах представляемого им юридического лица и, наконец, рассчитывало ли данное юридическое лицо от данного должностного лица на совершение каких-либо действий или бездействие. Если эти составляющие имеются в наличии, то юридическое лицо подлежит соответствующей административной ответственности. Состав данного административного правонарушения будет считаться оконченным с момента совершения неправомерного действия, таким образом, наличие или отсутствие соответствующих негативных последствий, связанных с совершением данного действия, не будет иметь никакого значения.
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. С какого момента начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. С какого момента начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности
Статья: Проблемы, связанные с применением информационных технологий по делам о привлечении граждан и юридических лиц к административной ответственности
(Решетняк В.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Анализ судебной практики свидетельствует, что в большинстве случаев суды разделяют данную позицию и освобождают собственников транспортных средств - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности.
(Решетняк В.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 3)Анализ судебной практики свидетельствует, что в большинстве случаев суды разделяют данную позицию и освобождают собственников транспортных средств - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности.
Статья: К вопросу о признании малозначительными некоторых административных правонарушений в сфере финансового мониторинга
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Во-первых, виновный агент финансового мониторинга или его должностное лицо на момент совершения административного правонарушения не считается подвергнутым административному наказанию в сфере нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Дополнительно к этому критерием малозначительности может являться совершение административного правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ впервые <11>.
(Прошунин М.М., Салюк А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Во-первых, виновный агент финансового мониторинга или его должностное лицо на момент совершения административного правонарушения не считается подвергнутым административному наказанию в сфере нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Дополнительно к этому критерием малозначительности может являться совершение административного правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ впервые <11>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Представляется, что действие данного правила перекрывается императивной нормой ч. 3 комментируемой статьи.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Представляется, что действие данного правила перекрывается императивной нормой ч. 3 комментируемой статьи.
Статья: К вопросу об административной ответственности получателей межбюджетных трансфертов за нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов
(Скляров Г.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 7)Цели. Выявление проблем в сфере административного и финансового законодательства, затрудняющих квалификацию нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а также привлечения к ответственности должностных лиц за такие нарушения. Определение момента возникновения правонарушения, за которое возможно привлечение к административной ответственности.
(Скляров Г.Н.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 7)Цели. Выявление проблем в сфере административного и финансового законодательства, затрудняющих квалификацию нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а также привлечения к ответственности должностных лиц за такие нарушения. Определение момента возникновения правонарушения, за которое возможно привлечение к административной ответственности.
Статья: Экономические отношения права собственности на товары, бывшие в употреблении, и отходы
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Градус сложности здесь добавляет неясность мотивов и потенциальных волеизъявлений собственника этих отходов. Например, названные вещи такое лицо отходами может и не считать. Поэтому отношения управляющих компаний с жильцами по уборке отходов на территории жилых домов, дворов и иных мест легко трансформируются из области гражданского оборота вещей в область административной и даже уголовной ответственности за хищение вещей, визуально (предположительно) оставленных хозяином на некоторое время. По иронии судьбы, хозяин вещей может вернуться в любой момент - и, не найдя после уборки у подъезда своих вещей, которые он час назад в уме считал отходами, вдруг начинает считать их ценнейшим имуществом. Далее возникает острая необходимость в вызове полиции и срочном розыске похитителей таких отходов.
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Градус сложности здесь добавляет неясность мотивов и потенциальных волеизъявлений собственника этих отходов. Например, названные вещи такое лицо отходами может и не считать. Поэтому отношения управляющих компаний с жильцами по уборке отходов на территории жилых домов, дворов и иных мест легко трансформируются из области гражданского оборота вещей в область административной и даже уголовной ответственности за хищение вещей, визуально (предположительно) оставленных хозяином на некоторое время. По иронии судьбы, хозяин вещей может вернуться в любой момент - и, не найдя после уборки у подъезда своих вещей, которые он час назад в уме считал отходами, вдруг начинает считать их ценнейшим имуществом. Далее возникает острая необходимость в вызове полиции и срочном розыске похитителей таких отходов.
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Предложенный в Обзоре подход нашел поддержку в опубликованном комментарии к нему <10>: законность действий административных органов при проведении производства по делу об административном правонарушении должна проверяться на момент их совершения, а последующее привлечение или непривлечение к административной ответственности соответствующего лица, в отношении которого они осуществлялись, правового значения не имеет. Не должны считаться законными такие действия административного органа, которые представляют собой злоупотребление полномочиями, носящими дискреционный характер. Речь идет о ситуациях, когда формально они могут соответствовать законодательству, но в соответствующих случаях требуется проверить, необходимы ли эти действия в данных конкретных условиях, являются ли они разумными и соразмерными, отвечают ли тем целям, для достижения которых такие действия предназначены. Такой подход применим в самых разных ситуациях осуществления государством властных полномочий, связанных с применением принуждения в том или ином виде <11>.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Предложенный в Обзоре подход нашел поддержку в опубликованном комментарии к нему <10>: законность действий административных органов при проведении производства по делу об административном правонарушении должна проверяться на момент их совершения, а последующее привлечение или непривлечение к административной ответственности соответствующего лица, в отношении которого они осуществлялись, правового значения не имеет. Не должны считаться законными такие действия административного органа, которые представляют собой злоупотребление полномочиями, носящими дискреционный характер. Речь идет о ситуациях, когда формально они могут соответствовать законодательству, но в соответствующих случаях требуется проверить, необходимы ли эти действия в данных конкретных условиях, являются ли они разумными и соразмерными, отвечают ли тем целям, для достижения которых такие действия предназначены. Такой подход применим в самых разных ситуациях осуществления государством властных полномочий, связанных с применением принуждения в том или ином виде <11>.
Статья: Правовые нюансы применения института официального предостережения в отношении несовершеннолетних
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Таким образом, авторы Приказа, разъяснив процедуру вынесения официального предостережения должностными лицами органов внутренних дел, оставили без внимания вопрос квалификации неисполнения физическим лицом требования, изложенного в официальном предостережении. По мнению правоприменителей, в данной ситуации гражданин может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.3 КоАП РФ, что, на наш взгляд, является необоснованным, поскольку, соглашаясь с мнением О.А. Строевой <12>, ключевым моментом применения данной нормы следует считать выполнение сотрудником полиции обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим предлагаем предусмотреть в КоАП РФ отдельную статью по аналогии со ст. 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль", предусматривающую ответственность за невыполнение требований, содержащихся в официальном предостережении. В данном случае предостережение будет идентичным такому средству реагирования, как представление, обязательный характер которого сомнений не вызывает <13>.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Таким образом, авторы Приказа, разъяснив процедуру вынесения официального предостережения должностными лицами органов внутренних дел, оставили без внимания вопрос квалификации неисполнения физическим лицом требования, изложенного в официальном предостережении. По мнению правоприменителей, в данной ситуации гражданин может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.3 КоАП РФ, что, на наш взгляд, является необоснованным, поскольку, соглашаясь с мнением О.А. Строевой <12>, ключевым моментом применения данной нормы следует считать выполнение сотрудником полиции обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим предлагаем предусмотреть в КоАП РФ отдельную статью по аналогии со ст. 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль", предусматривающую ответственность за невыполнение требований, содержащихся в официальном предостережении. В данном случае предостережение будет идентичным такому средству реагирования, как представление, обязательный характер которого сомнений не вызывает <13>.
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ, наступает как для должностных лиц учреждений - получателей бюджетных средств, так и для самих организаций получателей.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ, наступает как для должностных лиц учреждений - получателей бюджетных средств, так и для самих организаций получателей.
Статья: Ростехнадзор: споры по проверкам
(Варганова О.Г.)
("Жилищное право", 2021, N 2)В данном абзаце п. 19 названного Постановления указано на то, что при проверке соблюдения срока давности в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Состав вмененного Обществу нарушения по конструкции - формальный. Момент его окончания не зависит от срока действия заключения экспертизы и применения в качестве документа, разрешающего эксплуатацию опасного производственного объекта.
(Варганова О.Г.)
("Жилищное право", 2021, N 2)В данном абзаце п. 19 названного Постановления указано на то, что при проверке соблюдения срока давности в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Состав вмененного Обществу нарушения по конструкции - формальный. Момент его окончания не зависит от срока действия заключения экспертизы и применения в качестве документа, разрешающего эксплуатацию опасного производственного объекта.