Руководитель муниципального унитарного предприятия конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Руководитель муниципального унитарного предприятия конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 12.08.2024 N 33-2274/2024 (УИД 10RS0006-01-2024-000020-84)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия, об оспаривании распоряжения об увольнении.
Обстоятельства: В нарушение законодательства о противодействии коррупции мер по предотвращению конфликта интересов не предпринято.
Решение: Отказано.Тот факт, что Г.А.В. и Г.О.А. одновременно являлись руководителями муниципального предприятия и муниципального учреждения в одном муниципальном районе не свидетельствует о наличии конфликта интересов. Приказом администрации Лахденпохского муниципального района от 03.03.2022 N-П изменен состав единой комиссии по осуществлению закупок для нужд администрации Лахденпохского муниципального района, в которую включена Г.О.А. (член комиссии по согласованию). Из представленных суду муниципальных контрактов относительно выполнения в 2022 - 2023 г.г. работ по текущему содержанию и благоустройству территории Лахденпохского муниципального района, заключенных по результатам конкурса с МУП "Чистый город", протоколов подведения итогов электронного аукциона на заключение муниципальных контактов следует, что в составе указанной комиссии Г.О.А. не поименована, участия в заседании комиссии не принимала (том 2 л.д. 114 - 135).
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании незаконным бездействия, об оспаривании распоряжения об увольнении.
Обстоятельства: В нарушение законодательства о противодействии коррупции мер по предотвращению конфликта интересов не предпринято.
Решение: Отказано.Тот факт, что Г.А.В. и Г.О.А. одновременно являлись руководителями муниципального предприятия и муниципального учреждения в одном муниципальном районе не свидетельствует о наличии конфликта интересов. Приказом администрации Лахденпохского муниципального района от 03.03.2022 N-П изменен состав единой комиссии по осуществлению закупок для нужд администрации Лахденпохского муниципального района, в которую включена Г.О.А. (член комиссии по согласованию). Из представленных суду муниципальных контрактов относительно выполнения в 2022 - 2023 г.г. работ по текущему содержанию и благоустройству территории Лахденпохского муниципального района, заключенных по результатам конкурса с МУП "Чистый город", протоколов подведения итогов электронного аукциона на заключение муниципальных контактов следует, что в составе указанной комиссии Г.О.А. не поименована, участия в заседании комиссии не принимала (том 2 л.д. 114 - 135).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Может ли бухгалтер одновременно работать официально и по совместительству?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Нормативные акты
Памятка для служащих Генпрокуратуры России
"Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе"Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник - директор МУП уволен.
"Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе"Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник - директор МУП уволен.
Решение Свердловского УФАС России от 18.09.2024 по жалобе N 066/01/18.1-3497/2024
Нарушение: ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.8.7) отсутствие между участником закупки и МУП "Е" конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель МУП "Е", член Комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Нарушение: ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.8.7) отсутствие между участником закупки и МУП "Е" конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель МУП "Е", член Комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Вопрос: Должен ли работник МУП получить согласие работодателя на трудоустройство по совместительству в подконтрольную организацию, если при выполнении обязанностей может возникнуть конфликт интересов?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2020)ТК РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат понятия конфликта интересов, а также обязанностей для работников МУП получать согласие у работодателя на трудоустройство по совместительству.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2020)ТК РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат понятия конфликта интересов, а также обязанностей для работников МУП получать согласие у работодателя на трудоустройство по совместительству.
Статья: Конфликт интересов на муниципальной службе: теоретико-правовой аспект и судебная практика
(Тропина Д.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2018, N 2)Суд обязал администрацию городского поселения расторгнуть трудовой договор, заключенный 18 октября 2010 г. администрацией с руководителем муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" М.
(Тропина Д.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2018, N 2)Суд обязал администрацию городского поселения расторгнуть трудовой договор, заключенный 18 октября 2010 г. администрацией с руководителем муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" М.
Статья: Конфликт интересов в унитарных юридических лицах
(Малкина В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 1)В Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержится понятие "конфликт интересов" <6>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия <7>, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью.
(Малкина В.И.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 1)В Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержится понятие "конфликт интересов" <6>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия <7>, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью.
Статья: Новая практика по конфликтам интересов: изучаем выводы Минтруда и судов
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2021, N 9)<3> Постановление главы г. о. Лобня Московской области от 15.05.2020 N 472 "Об утверждении антикоррупционных стандартов муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа Лобня и Положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении руководителей муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа Лобня".
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2021, N 9)<3> Постановление главы г. о. Лобня Московской области от 15.05.2020 N 472 "Об утверждении антикоррупционных стандартов муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа Лобня и Положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении руководителей муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа Лобня".
"Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования"
(Габов А.В.)
("Статут", 2005)В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
(Габов А.В.)
("Статут", 2005)В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Статья: Нетипичные трудовые споры
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 5)В большей степени подобные споры характерны для трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими, деятельность которых связана с множеством законодательных ограничений и запретов. Приведем пример такого разбирательства. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области с заявлением о понуждении к расторжению трудового договора с руководителем МУП "***". В обоснование иска он указал, что указанный договор подлежит расторжению в связи с наличием антикоррупционных ограничений в законодательстве, поскольку руководитель МУП "***" является учредителем и руководителем ООО "Котово Водоканал". Несоблюдение установленных законом запретов ведет к возникновению конфликтов интересов и способствует коррупционным проявлениям. Суд удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме. При вынесении решения было указано, что исходя из п. 2 ст. 21 Закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (УП) не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не может он заниматься и предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в таких органах входит в его должностные обязанности. Неприемлемо для руководителя УП принимать участие в забастовках. Поскольку информация, изложенная прокурором в иске, была подтверждена представленными в дело доказательствами, суд вынес постановление, устранив нарушение антикоррупционного законодательства. Кассационная инстанция согласилась с данным Решением (Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 07.09.2011, Кассационное определение Волгоградского областного суда от 20.10.2011 по делу N 33-13618/11).
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 5)В большей степени подобные споры характерны для трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими, деятельность которых связана с множеством законодательных ограничений и запретов. Приведем пример такого разбирательства. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области с заявлением о понуждении к расторжению трудового договора с руководителем МУП "***". В обоснование иска он указал, что указанный договор подлежит расторжению в связи с наличием антикоррупционных ограничений в законодательстве, поскольку руководитель МУП "***" является учредителем и руководителем ООО "Котово Водоканал". Несоблюдение установленных законом запретов ведет к возникновению конфликтов интересов и способствует коррупционным проявлениям. Суд удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме. При вынесении решения было указано, что исходя из п. 2 ст. 21 Закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (УП) не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не может он заниматься и предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в таких органах входит в его должностные обязанности. Неприемлемо для руководителя УП принимать участие в забастовках. Поскольку информация, изложенная прокурором в иске, была подтверждена представленными в дело доказательствами, суд вынес постановление, устранив нарушение антикоррупционного законодательства. Кассационная инстанция согласилась с данным Решением (Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 07.09.2011, Кассационное определение Волгоградского областного суда от 20.10.2011 по делу N 33-13618/11).
Вопрос: Работник, уволенный по инициативе работодателя, восстановлен на работе судом. Правомерно ли взыскать с директора, подписавшего приказ об увольнении, понесенные организацией затраты? Являются ли они прямым действительным ущербом, подлежащим возмещению?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2020)Руководитель организации несет ответственность за убытки, причиненные нарушением обязанности действовать в интересах организации добросовестно и разумно (ст. 15, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ, п. 2 ст. 44 Закона N 14-ФЗ, п. 2 ст. 71 Закона N 208-ФЗ). Однако данная ответственность небезгранична, ее рамки определены законодателем, на что обращает внимание в своих разъяснениях Верховный Суд РФ (п. 6 Постановления N 21). В частности, руководитель организации на основании ч. 2 ст. 277 ТК РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ст. 53.1 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 71 Закона N 208-ФЗ, ст. 44 Закона N 14-ФЗ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2020)Руководитель организации несет ответственность за убытки, причиненные нарушением обязанности действовать в интересах организации добросовестно и разумно (ст. 15, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ, п. 2 ст. 44 Закона N 14-ФЗ, п. 2 ст. 71 Закона N 208-ФЗ). Однако данная ответственность небезгранична, ее рамки определены законодателем, на что обращает внимание в своих разъяснениях Верховный Суд РФ (п. 6 Постановления N 21). В частности, руководитель организации на основании ч. 2 ст. 277 ТК РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ст. 53.1 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 71 Закона N 208-ФЗ, ст. 44 Закона N 14-ФЗ).
Статья: Принят на работу госслужащий
(Зобова Е.П.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2019, N 2)В каких случаях согласие комиссией может быть дано, а в каких - нет, не определено действующими правовыми актами. В целом комиссии руководствуются нормами о конфликте интересов и обычно дают согласие одновременно с рекомендациями по предотвращению конфликта интересов.
(Зобова Е.П.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2019, N 2)В каких случаях согласие комиссией может быть дано, а в каких - нет, не определено действующими правовыми актами. В целом комиссии руководствуются нормами о конфликте интересов и обычно дают согласие одновременно с рекомендациями по предотвращению конфликта интересов.