Решение о предварительном согласовании места размещения объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о предварительном согласовании места размещения объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не установлена безусловная обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении земельного участка при наличии утвержденного акта выбора и решения о предварительном согласовании места размещения объекта."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Письмом от 01.11.2019 N 31379 Управление сообщило, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020114:154 для испрашиваемых целей не представляется возможным, поскольку в силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ предоставление земельного участка на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, могло иметь место до 01.03.2018. В письме также указано на то, что в границах испрашиваемого участка находятся городские леса, в которых строительство и эксплуатация объектов капитального строительства запрещены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Президиум Верховного суда Республики Карелия оставил в силе Определение суда первой инстанции, поскольку администрацией не совершалось действий, которые бы в силу прямого указания законодательства предоставляли ей полномочия продолжить и завершить процедуру предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией не принималось и не могло быть принято. Соответствующими полномочиями с 1 января 2016 года обладает уполномоченный орган государственной власти Республики Карелия <16>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Президиум Верховного суда Республики Карелия оставил в силе Определение суда первой инстанции, поскольку администрацией не совершалось действий, которые бы в силу прямого указания законодательства предоставляли ей полномочия продолжить и завершить процедуру предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией не принималось и не могло быть принято. Соответствующими полномочиями с 1 января 2016 года обладает уполномоченный орган государственной власти Республики Карелия <16>.
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)До 1 марта 2015 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ <4>, в ЗК РФ был дан исчерпывающий перечень случаев, когда проведение торгов для предоставления земельного участка являлось обязательным (всего четыре). В остальных случаях земельный участок можно было получить без торгов, при этом процедура предоставления пустого земельного участка под строительство через подготовку акта выбора земельного участка (ст. 30, 31 ЗК, которые Федеральный закон N 171-ФЗ признал утратившими силу) и процедура предоставления застроенного земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости (ст. 36 ЗК, также отмененная Законом N 171-ФЗ) очень сильно отличались. Оформление акта выбора с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятием решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключением договора аренды могло занимать до пяти лет, при этом в собственность застройщик в рамках этой процедуры получить земельный участок не мог <5>. Предоставление же земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости в рамках ст. 36 ЗК было максимально упрощено. Надо было лишь обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка и после постановки на кадастровый учет обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)До 1 марта 2015 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ <4>, в ЗК РФ был дан исчерпывающий перечень случаев, когда проведение торгов для предоставления земельного участка являлось обязательным (всего четыре). В остальных случаях земельный участок можно было получить без торгов, при этом процедура предоставления пустого земельного участка под строительство через подготовку акта выбора земельного участка (ст. 30, 31 ЗК, которые Федеральный закон N 171-ФЗ признал утратившими силу) и процедура предоставления застроенного земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости (ст. 36 ЗК, также отмененная Законом N 171-ФЗ) очень сильно отличались. Оформление акта выбора с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятием решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключением договора аренды могло занимать до пяти лет, при этом в собственность застройщик в рамках этой процедуры получить земельный участок не мог <5>. Предоставление же земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости в рамках ст. 36 ЗК было максимально упрощено. Надо было лишь обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка и после постановки на кадастровый учет обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в отношении испрашиваемого земельного участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня принятия такого решения не прошло три года;
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в отношении испрашиваемого земельного участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня принятия такого решения не прошло три года;
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Между тем с 1991 г. до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. развитие территорий осуществлялось с помощью инвестиционных контрактов, когда практически отсутствовали генеральные планы городов - основополагающие документы, регулирующие градостроительную деятельность. Временным решением проблемы стало введение внесистемной процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Однако на практике сложилась ситуация, что в процессе реализации данной процедуры уполномоченные органы распоряжались территориями, на которые они не имели "прямых прав", а инвестору передавалось лишь "пятно с нечеткими очертаниями" <5>, а не земельный участок с установленными границами. В состоянии правовой неопределенности инвестор находился до окончания срока инвестиционного контракта, когда по факту наличия построенного объекта строительства происходило юридическое закрепление границ земельного участка.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Между тем с 1991 г. до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. развитие территорий осуществлялось с помощью инвестиционных контрактов, когда практически отсутствовали генеральные планы городов - основополагающие документы, регулирующие градостроительную деятельность. Временным решением проблемы стало введение внесистемной процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Однако на практике сложилась ситуация, что в процессе реализации данной процедуры уполномоченные органы распоряжались территориями, на которые они не имели "прямых прав", а инвестору передавалось лишь "пятно с нечеткими очертаниями" <5>, а не земельный участок с установленными границами. В состоянии правовой неопределенности инвестор находился до окончания срока инвестиционного контракта, когда по факту наличия построенного объекта строительства происходило юридическое закрепление границ земельного участка.