Решение финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Заключение договора потребительского кредита (займа)" Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"Установив, что банком не было получено согласие А. на заключение договоров дополнительных услуг до подписания кредитного договора, то есть требования, предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, банком при заключении кредитного договора с А. не соблюдено, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления банка и отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов от 09.07.2023 г. N У-23-67373/5010-005."
Важнейшая практика по ст. 110 АПК РФСудебные расходы потребителя взыщут со страховщика, которому отказано в удовлетворении заявления об обжаловании решения финансового уполномоченного >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Банк обратился в суд с заявлением об отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций <10> о частичном удовлетворении требования А. к банку о взыскании денежных средств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Банк обратился в суд с заявлением об отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций <10> о частичном удовлетворении требования А. к банку о взыскании денежных средств.
Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"Статья 26. Обжалование решения финансового уполномоченного финансовой организацией
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"Статья 26. Обжалование решения финансового уполномоченного финансовой организацией
Статья: Процессуальные особенности рассмотрения споров в сфере банковских отношений судами общей юрисдикции
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
(Романовский С.В.)
("РГУП", 2022)В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску "ОСАГО") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 122 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться с иском непосредственно к страховщику в порядке гражданского судопроизводства (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг) в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 122 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться с иском непосредственно к страховщику в порядке гражданского судопроизводства (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг) в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска.
Ситуация: Каков порядок обращения потребителя к финансовому уполномоченному?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До принятия решения финансовый уполномоченный вправе направить финансовой организации свои предложения об урегулировании спора. Если в ходе рассмотрения спора между потребителем и финансовой организацией достигнуто соглашение, решение по обращению финансовым уполномоченным, как правило, не принимается (ч. 1, 3 ст. 21 Закона N 123-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До принятия решения финансовый уполномоченный вправе направить финансовой организации свои предложения об урегулировании спора. Если в ходе рассмотрения спора между потребителем и финансовой организацией достигнуто соглашение, решение по обращению финансовым уполномоченным, как правило, не принимается (ч. 1, 3 ст. 21 Закона N 123-ФЗ).
Статья: Финансово-правовые аспекты функционирования института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А., Беликов Е.Г.)
("Банковское право", 2024, N 4)Повышение уровня доверия граждан к финансовым продуктам обеспечивается и за счет особенностей способа защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, реализуемого институтом финансового уполномоченного. Для механизма досудебного урегулирования, установленного Законом N 123-ФЗ, характерна потребительская направленность как на этапе подачи обращения финансовому уполномоченному, так и на стадии рассмотрения спора по существу. Сам порядок защиты характеризуется доступностью и простотой, бесплатностью для потребителя, ускоренными сроками рассмотрения обращений, удобством процесса рассмотрения обращений с построенной коммуникационной средой взаимодействия, ускоренными сроками вступления в силу и исполнения решения финансового уполномоченного. Подходы, используемые финансовым уполномоченным при разрешении споров, свидетельствуют о формировании правоприменительной практики, учитывающей интересы потребителей как экономически слабых сторон правоотношений, сдерживающей профессиональных участников финансового рынка от навязывания слабой стороне несправедливых условий. Узкая специализация, в условиях которой функционирует институт финансового уполномоченного, позволяет глубоко прорабатывать правовые вопросы применительно к отдельным видам финансовых услуг и категориям их потребителей. Это, в свою очередь, является важным фактором обеспечения единства правоприменительных позиций финансовых уполномоченных при рассмотрении обращений по существу, что особенно важно при существующей проблеме противоречивости судебной практики. Узкая специализация и единство правоприменения в рамках института финансового уполномоченного обеспечивают единообразное применение законодательства Российской Федерации, что выступает необходимым условием обеспечения равного отношения к правам и законным интересам потребителей финансовых услуг и их защите.
(Сурменева Е.А., Беликов Е.Г.)
("Банковское право", 2024, N 4)Повышение уровня доверия граждан к финансовым продуктам обеспечивается и за счет особенностей способа защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, реализуемого институтом финансового уполномоченного. Для механизма досудебного урегулирования, установленного Законом N 123-ФЗ, характерна потребительская направленность как на этапе подачи обращения финансовому уполномоченному, так и на стадии рассмотрения спора по существу. Сам порядок защиты характеризуется доступностью и простотой, бесплатностью для потребителя, ускоренными сроками рассмотрения обращений, удобством процесса рассмотрения обращений с построенной коммуникационной средой взаимодействия, ускоренными сроками вступления в силу и исполнения решения финансового уполномоченного. Подходы, используемые финансовым уполномоченным при разрешении споров, свидетельствуют о формировании правоприменительной практики, учитывающей интересы потребителей как экономически слабых сторон правоотношений, сдерживающей профессиональных участников финансового рынка от навязывания слабой стороне несправедливых условий. Узкая специализация, в условиях которой функционирует институт финансового уполномоченного, позволяет глубоко прорабатывать правовые вопросы применительно к отдельным видам финансовых услуг и категориям их потребителей. Это, в свою очередь, является важным фактором обеспечения единства правоприменительных позиций финансовых уполномоченных при рассмотрении обращений по существу, что особенно важно при существующей проблеме противоречивости судебной практики. Узкая специализация и единство правоприменения в рамках института финансового уполномоченного обеспечивают единообразное применение законодательства Российской Федерации, что выступает необходимым условием обеспечения равного отношения к правам и законным интересам потребителей финансовых услуг и их защите.
Статья: Формы правозащитной деятельности, реализуемые в рамках института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Указанный перечень направлений следует дополнить рассмотрением обращений, поступающих в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>, которое, наравне с практикой непосредственного рассмотрения имущественных споров, является направлением правозащитной деятельности института финансового уполномоченного и позволяет получить обратную связь для оперативного разрешения возникающих у потребителей вопросов, а также обеспечить качественный и удобный для потребителей процесс рассмотрения их обращений в соответствии с Законом N 123-ФЗ. Одной из форм реализации права на обращение является личный прием граждан, проводимый руководителями и уполномоченными на то лицами, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 59-ФЗ. Уполномоченными лицами Службы финансового уполномоченного осуществляется прием граждан (в режиме видеосвязи) по вопросам: порядка оформления и подачи обращения к финансовому уполномоченному; разъяснения причин отказа в принятии обращения к рассмотрению финансовым уполномоченным; порядка и сроков рассмотрения обращения финансовым уполномоченным; порядка исполнения решения финансового уполномоченного; судебной защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе в случае несогласия с решением финансового уполномоченного <23>.
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Указанный перечень направлений следует дополнить рассмотрением обращений, поступающих в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>, которое, наравне с практикой непосредственного рассмотрения имущественных споров, является направлением правозащитной деятельности института финансового уполномоченного и позволяет получить обратную связь для оперативного разрешения возникающих у потребителей вопросов, а также обеспечить качественный и удобный для потребителей процесс рассмотрения их обращений в соответствии с Законом N 123-ФЗ. Одной из форм реализации права на обращение является личный прием граждан, проводимый руководителями и уполномоченными на то лицами, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 59-ФЗ. Уполномоченными лицами Службы финансового уполномоченного осуществляется прием граждан (в режиме видеосвязи) по вопросам: порядка оформления и подачи обращения к финансовому уполномоченному; разъяснения причин отказа в принятии обращения к рассмотрению финансовым уполномоченным; порядка и сроков рассмотрения обращения финансовым уполномоченным; порядка исполнения решения финансового уполномоченного; судебной защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе в случае несогласия с решением финансового уполномоченного <23>.
Статья: Роль института финансового уполномоченного в защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Введение такой стадии не утяжелило данную процедуру, а, напротив, упростило ее. Во-первых, это произошло за счет устранения для потребителя необходимости в ряде случаев для восстановления нарушенных прав обращаться в суд. Во многом это связано с тем, что, как уже было отмечено, решения финансового уполномоченного для финансовых организаций являются обязательными.
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Введение такой стадии не утяжелило данную процедуру, а, напротив, упростило ее. Во-первых, это произошло за счет устранения для потребителя необходимости в ряде случаев для восстановления нарушенных прав обращаться в суд. Во многом это связано с тем, что, как уже было отмечено, решения финансового уполномоченного для финансовых организаций являются обязательными.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Статья 26. Обжалование решения финансового уполномоченного финансовой организацией
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Статья 26. Обжалование решения финансового уполномоченного финансовой организацией
Статья: Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка уменьшена судом с 491 819,28 руб. (из расчета 1% в день по закону) до 25 000 руб., т.е. почти в 20 раз, а по отношению к неустойке, установленной решением финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, - более чем в 15 раз и составила 0,05% в день вместо установленного законом 1% в день, что является необоснованным.
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка уменьшена судом с 491 819,28 руб. (из расчета 1% в день по закону) до 25 000 руб., т.е. почти в 20 раз, а по отношению к неустойке, установленной решением финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, - более чем в 15 раз и составила 0,05% в день вместо установленного законом 1% в день, что является необоснованным.
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Однако есть позиция Верховного Суда РФ, выработанная применительно к случаям обжалования финансовой организацией решения финансового уполномоченного, согласно которой на стадии обращения финансовой организации в суд выяснить мнение потребителя относительно альтернативной подсудности спора не представляется возможным. Однако потребитель не может быть лишен права на рассмотрение спора по месту своего жительства. Поэтому требования финансовой организацией предъявляются в суд по месту жительства потребителя финансовых услуг. После принятия судом дела к производству оно может быть передано в другой суд по основаниям, предусмотренным ст. 33 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом стороны по добровольному соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность спора на основании ст. 32 Гражданского процессуального кодекса РФ (вопрос 5 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Однако есть позиция Верховного Суда РФ, выработанная применительно к случаям обжалования финансовой организацией решения финансового уполномоченного, согласно которой на стадии обращения финансовой организации в суд выяснить мнение потребителя относительно альтернативной подсудности спора не представляется возможным. Однако потребитель не может быть лишен права на рассмотрение спора по месту своего жительства. Поэтому требования финансовой организацией предъявляются в суд по месту жительства потребителя финансовых услуг. После принятия судом дела к производству оно может быть передано в другой суд по основаниям, предусмотренным ст. 33 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом стороны по добровольному соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность спора на основании ст. 32 Гражданского процессуального кодекса РФ (вопрос 5 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020).
Ситуация: Как возмещается вред здоровью, причиненный в результате ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения финансовому уполномоченному. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его подписания и подлежит исполнению страховщиком (ч. 8 - 10 ст. 20, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения финансовому уполномоченному. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его подписания и подлежит исполнению страховщиком (ч. 8 - 10 ст. 20, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).