Реклама банковских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама банковских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)банк распространял рекламу услуг по кредитованию через СМС-сообщения без предварительного согласия абонента
(КонсультантПлюс, 2025)банк распространял рекламу услуг по кредитованию через СМС-сообщения без предварительного согласия абонента
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)).
Вопрос: Об установлении порядка расчета диапазонов значений ПСК и размещения кредиторами информации о них в местах оказания услуг и рекламе.
(Письмо Банка России от 20.10.2023 N 59-8-2/62323)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о применении Федеральных законов от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) и от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) в части установления порядка расчета диапазонов значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) и размещения кредиторами информации о них в местах оказания услуг и рекламе.
(Письмо Банка России от 20.10.2023 N 59-8-2/62323)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о применении Федеральных законов от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) и от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) в части установления порядка расчета диапазонов значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) и размещения кредиторами информации о них в местах оказания услуг и рекламе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Приказ ФАС России от 21.06.2024 N 412/24
"Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы"
(вместе с "Руководством по соблюдению обязательных требований к рекламе отдельных видов товаров (реклама финансовых услуг и финансовой деятельности)", "Руководством по соблюдению обязательных требований при разграничении понятий "Вывеска" и "Реклама")3. Обязательное требование (часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"): реклама банковских, страховых, иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
"Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы"
(вместе с "Руководством по соблюдению обязательных требований к рекламе отдельных видов товаров (реклама финансовых услуг и финансовой деятельности)", "Руководством по соблюдению обязательных требований при разграничении понятий "Вывеска" и "Реклама")3. Обязательное требование (часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"): реклама банковских, страховых, иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Статья: Непредоставление информации о кредитном продукте как непоименованная форма недобросовестной конкуренции
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, непредоставление информации потребителям, кредитный продукт, реклама банковских услуг, недобросовестная практика.
(Муненко П.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, непредоставление информации потребителям, кредитный продукт, реклама банковских услуг, недобросовестная практика.
Статья: Проблемы правового обеспечения выпуска кредитными организациями платежных карт и их использования
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)Поэтому взаимосвязанной проблемой с предыдущей является то, что реклама подобных банковских услуг зачастую создает ложное впечатление у потребителя "легкости" использования банковских карт, формируя неполное представление об условиях кредитования, что подтверждается в конкретных решениях, принимаемых арбитражными судами. В частности, в одном из них указано, что согласно позиции, отраженной в п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" <14>, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) <15>.
(Сарнакова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 2)Поэтому взаимосвязанной проблемой с предыдущей является то, что реклама подобных банковских услуг зачастую создает ложное впечатление у потребителя "легкости" использования банковских карт, формируя неполное представление об условиях кредитования, что подтверждается в конкретных решениях, принимаемых арбитражными судами. В частности, в одном из них указано, что согласно позиции, отраженной в п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" <14>, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) <15>.
Статья: Цифровые банки в экосистеме маркетплейсов: необходимо ли специальное регулирование?
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Следует указать и на правовые средства, которые Банк России и антимонопольный орган могут применять к таким банкам и операторам цифровой платформы в случае применения недобросовестных практик и действий, создающих угрозу финансовой устойчивости. В частности, реклама банковских услуг аффилированных с цифровыми платформами банков, в том числе информирование покупателей о предоставляемых такими банками скидках при оплате товаров на цифровых платформах, на торговых площадках посреднических цифровых платформ (интернет-сайты, мобильные приложения), должна быть ограничена путем обязательного упоминания банковских услуг иных банков. Указанное правило позволит поставить принадлежащие маркетплейсам банки в равное положение с другими банками, позволяя пользователям и продавцам на маркетплейсах самостоятельно, без дополнительного воздействия совершать выбор банка для оплаты товаров.
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Следует указать и на правовые средства, которые Банк России и антимонопольный орган могут применять к таким банкам и операторам цифровой платформы в случае применения недобросовестных практик и действий, создающих угрозу финансовой устойчивости. В частности, реклама банковских услуг аффилированных с цифровыми платформами банков, в том числе информирование покупателей о предоставляемых такими банками скидках при оплате товаров на цифровых платформах, на торговых площадках посреднических цифровых платформ (интернет-сайты, мобильные приложения), должна быть ограничена путем обязательного упоминания банковских услуг иных банков. Указанное правило позволит поставить принадлежащие маркетплейсам банки в равное положение с другими банками, позволяя пользователям и продавцам на маркетплейсах самостоятельно, без дополнительного воздействия совершать выбор банка для оплаты товаров.