Регламент освидетельствования на состояние опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент освидетельствования на состояние опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.17 "Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФ"Вместе с тем, постановление мирового судьи на основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению путем исключения из описательно-мотивировочной части ссылки на Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, и Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23 августа 2017 года N 664, которые утратили силу на момент совершения И. административного правонарушения."
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2024 N 16-2954/2024 (УИД 42MS0011-01-2023-000387-13)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Доводы М. о том, что ему не было предъявлено свидетельство о поверке технического средства измерения, при помощи которого было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, не свидетельствует о нарушении процессуальных требований, поскольку в соответствии с пунктом 230 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664, действующего во время применения в отношении М. мер обеспечения производства по данному делу об административном правонарушении, перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения сотрудник информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Доводы М. о том, что ему не было предъявлено свидетельство о поверке технического средства измерения, при помощи которого было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, не свидетельствует о нарушении процессуальных требований, поскольку в соответствии с пунктом 230 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664, действующего во время применения в отношении М. мер обеспечения производства по данному делу об административном правонарушении, перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения сотрудник информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные меры административно-правового принуждения в сфере безопасности дорожного движения
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством (п. 228 Административного регламента) является необходимой и предшествующей освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения и направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения процедурой. В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать (запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке), что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, подлежит освидетельствованию на состояние опьянения для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств. Согласно п. 229 Административного регламента освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством <11>.
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством (п. 228 Административного регламента) является необходимой и предшествующей освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения и направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения процедурой. В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать (запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке), что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, подлежит освидетельствованию на состояние опьянения для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств. Согласно п. 229 Административного регламента освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством <11>.
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 27.03.2012 N АКПИ12-245
<О признании частично недействующими отдельных положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185>Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения согласно пункту 138 Административного регламента осуществляется в целях объективного рассмотрения дела.
<О признании частично недействующими отдельных положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185>Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения согласно пункту 138 Административного регламента осуществляется в целях объективного рассмотрения дела.
Решение Верховного Суда РФ от 11.11.2019 N АКПИ19-697
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 146, 228, 232 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664>По пункту 232 Административного регламента результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми (в случае их участия). При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 146, 228, 232 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664>По пункту 232 Административного регламента результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми (в случае их участия). При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Статья: Меры административно-процессуального принуждения, применяемые полицией в области дорожного движения
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)При выявлении данного административного правонарушения сотрудник ДПС отстраняет соответствующего водителя от управления транспортным средством и, как уже было отмечено, направляет его на медицинское освидетельствование или проводит сам освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, при этом ход самого освидетельствования фиксируется сотрудником на видео. Согласно Приказу МВД России от 23.08.2017 "для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры. Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения" (п. 40) <5>.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)При выявлении данного административного правонарушения сотрудник ДПС отстраняет соответствующего водителя от управления транспортным средством и, как уже было отмечено, направляет его на медицинское освидетельствование или проводит сам освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, при этом ход самого освидетельствования фиксируется сотрудником на видео. Согласно Приказу МВД России от 23.08.2017 "для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры. Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения" (п. 40) <5>.
Статья: Особенности производства по делам об административных правонарушениях в контексте реализации принципа равенства при привлечении к административной ответственности
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<16> Пунктом 301 Административного регламента предусматривает возможность применения к указанным лицам отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<16> Пунктом 301 Административного регламента предусматривает возможность применения к указанным лицам отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.