Регистрация бесхозяйных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация бесхозяйных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 130, 209, 210, 218, 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходя из того, объект бесхозяйным не признан, об изъятии здания для государственных или муниципальных нужд истцом не заявлено, при этом спорное нежилое помещение имеет собственника, сведения о том, что собственник отказался от права собственности на спорное нежилое помещение в порядке установленном статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения помещением без намерения сохранить какие-либо права на него), в деле отсутствуют; принимая во внимание, что ответчик регулярно оплачивает коммунальные услуги, в подтверждение данного факта в материалы дела представлены копии соответствующих договоров и платежных документов за 2022-2023 гг., регулярно вносит арендную плату за пользование земельным участком, не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Договор теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Таким образом, ряд предусмотренных в статье 15 закона мероприятий для надлежащего принятия на учет бесхозяйной сети уже фактически проведен, имело место обследование объекта, выявлено, что его ввод в эксплуатацию имел место, объект эксплуатируется и включен в схему теплоснабжения города, поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта, право органа местного самоуправления на бесхозяйный объект уже зарегистрировано.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Готовое решение: Как организации отказаться от права собственности на имущество
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что бесхозяйный объект принят на учет, орган регистрации прав вас известит (п. 14 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей). И только через один год после постановки недвижимости на учет (в отношении некоторых объектов, в том числе ряда линейных - через три месяца) соответствующий исполнительный орган власти или местного самоуправления либо лицо, обязанное по закону эксплуатировать линейный объект, сможет обратиться в суд с требованием признать право собственности, муниципальной собственности или собственности города федерального значения (п. п. 3 - 6 ст. 225 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что бесхозяйный объект принят на учет, орган регистрации прав вас известит (п. 14 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей). И только через один год после постановки недвижимости на учет (в отношении некоторых объектов, в том числе ряда линейных - через три месяца) соответствующий исполнительный орган власти или местного самоуправления либо лицо, обязанное по закону эксплуатировать линейный объект, сможет обратиться в суд с требованием признать право собственности, муниципальной собственности или собственности города федерального значения (п. п. 3 - 6 ст. 225 ГК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.