Реабилитация водных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Реабилитация водных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 49. Использование водных объектов для целей санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 49. Использование водных объектов для целей санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Для прокуратуры приоритетны вопросы надзорного сопровождения национального проекта "Экология", в рамках которого в регионах активно осуществляется строительство и реконструкция объектов водоотведения, ликвидируются наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, проводятся мероприятия по расчистке и реабилитации водных объектов, снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, оснащению специализированных учреждений лесопожарной и лесопатрульной техникой, лесовосстановительные работы <3>, а также вопросы исполнения законодательства в сфере охраны лесов, объектов животного мира, особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), обращения с отходами, безопасности гидротехнических сооружений, ответственного обращения с животными и многие другие. При этом работа строится во взаимодействии с территориальными и транспортными прокуратурами, контрольно-надзорными и правоохранительными органами, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества, широко используются полномочия по надзору за межрегиональными органами федеральных органов власти.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Для прокуратуры приоритетны вопросы надзорного сопровождения национального проекта "Экология", в рамках которого в регионах активно осуществляется строительство и реконструкция объектов водоотведения, ликвидируются наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, проводятся мероприятия по расчистке и реабилитации водных объектов, снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, оснащению специализированных учреждений лесопожарной и лесопатрульной техникой, лесовосстановительные работы <3>, а также вопросы исполнения законодательства в сфере охраны лесов, объектов животного мира, особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), обращения с отходами, безопасности гидротехнических сооружений, ответственного обращения с животными и многие другие. При этом работа строится во взаимодействии с территориальными и транспортными прокуратурами, контрольно-надзорными и правоохранительными органами, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества, широко используются полномочия по надзору за межрегиональными органами федеральных органов власти.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Использование водных объектов для целей санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Использование водных объектов для целей санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных ресурсов
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")4. Защита и экологическая реабилитация земель, поверхностных и подземных водных объектов:
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")4. Защита и экологическая реабилитация земель, поверхностных и подземных водных объектов:
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В теории экологического права и исходя из тенденций практики управления отечественным водохозяйственным комплексом оздоровление (восстановление) водных объектов и повышение устойчивости водохозяйственных систем не разграничиваются и реализуются в основном на основе проектного подхода. В России действуют три федеральных проекта по реабилитации водных объектов крупнейших водохозяйственных систем: "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал" и "Сохранение уникальных водных объектов". С 2025 года данные проекты будут объединены и расширены до единого водного федерального проекта: объектом оздоровления станут реки федерального значения (Волга, Амур, Дон, Урал, Иртыш, Терек, Лена) и их притоки. Сегодня по нацпроекту "Экология" реализуются федеральные проекты "Сохранение уникальных водных объектов" и "Оздоровление Волги", которые рассчитаны до конца 2024 года. Действующий Федеральный проект "Сохранение озера Байкал" предусматривает реконструкцию и строительство очистных сооружений около озера, ликвидацию свалок, а также выпуск мальков байкальского омуля и осетра.
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)В теории экологического права и исходя из тенденций практики управления отечественным водохозяйственным комплексом оздоровление (восстановление) водных объектов и повышение устойчивости водохозяйственных систем не разграничиваются и реализуются в основном на основе проектного подхода. В России действуют три федеральных проекта по реабилитации водных объектов крупнейших водохозяйственных систем: "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал" и "Сохранение уникальных водных объектов". С 2025 года данные проекты будут объединены и расширены до единого водного федерального проекта: объектом оздоровления станут реки федерального значения (Волга, Амур, Дон, Урал, Иртыш, Терек, Лена) и их притоки. Сегодня по нацпроекту "Экология" реализуются федеральные проекты "Сохранение уникальных водных объектов" и "Оздоровление Волги", которые рассчитаны до конца 2024 года. Действующий Федеральный проект "Сохранение озера Байкал" предусматривает реконструкцию и строительство очистных сооружений около озера, ликвидацию свалок, а также выпуск мальков байкальского омуля и осетра.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Исходя из того, что цель привлечения к ответственности за вред, причиненный окружающей среде, состоит в восстановлении нарушенного состояния природного объекта, а также учитывая стоимость восстановительных мероприятий на водном объекте (в период с 2012 по 2019 г. экологическая реабилитация водных объектов финансировалась исключительно за счет бюджетных ассигнований в размере 10 676,0 млн руб., из которых 84,8% (9 053,2 млн руб.) составили средства федерального бюджета <14>), принимая во внимание отнесение большинства водных объектов к федеральной собственности, особый порядок распределения средств от причинения вреда водным объектам является оправданным и в некоторой степени необходимым (сумма возмещения вреда, причиненного водным объектам с 2012 по 2019 г., оценивается в 5,2 млрд руб., что составило лишь "23% от размера предъявленного вреда" <15>).
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Исходя из того, что цель привлечения к ответственности за вред, причиненный окружающей среде, состоит в восстановлении нарушенного состояния природного объекта, а также учитывая стоимость восстановительных мероприятий на водном объекте (в период с 2012 по 2019 г. экологическая реабилитация водных объектов финансировалась исключительно за счет бюджетных ассигнований в размере 10 676,0 млн руб., из которых 84,8% (9 053,2 млн руб.) составили средства федерального бюджета <14>), принимая во внимание отнесение большинства водных объектов к федеральной собственности, особый порядок распределения средств от причинения вреда водным объектам является оправданным и в некоторой степени необходимым (сумма возмещения вреда, причиненного водным объектам с 2012 по 2019 г., оценивается в 5,2 млрд руб., что составило лишь "23% от размера предъявленного вреда" <15>).
Статья: Экологическое законотворчество как часть социального планирования
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- экологическая реабилитация водных объектов, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса, реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, сохранение биологического разнообразия".
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)- экологическая реабилитация водных объектов, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса, реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, сохранение биологического разнообразия".