Сброс сточных вод без разрешения

Подборка наиболее важных документов по запросу Сброс сточных вод без разрешения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2023 N 306-ЭС22-29803 по делу N А57-21419/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в размере излишне внесенной платы.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие неосновательного обогащения на стороне предприятия водопроводно-канализационного хозяйства не подтверждено, спорная сумма начислена абоненту в соответствии с положениями действующего закона.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 539, 544, 548, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, суды пришли к выводу о доказанности факта превышения компанией (абонентом) норм допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и правомерности получения обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Как следствие, суды указали на отсутствие на стороне последнего неосновательного обогащения. При разрешении спора судами дана оценка доводам компании о нарушениях процедур отбора и исследования проб.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
(КонсультантПлюс, 2024)
Суд или Уполномоченный орган (государственный инспектор в области охраны окружающей среды, Росприроднадзор) привлек Организацию (Должностное лицо) к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)
использовании водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. Пользование водным объектом без документов означает незаконное осуществление действий, в частности, по изъятию воды и сбросу сточных вод без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора. Например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 15АП-14776/2015 по делу N А32-11018/2015 указано, что для осуществления сброса сточных вод в поверхностный водный объект организация обязана получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Соответственно, использование водного объекта без разрешительного документа влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 7.6 КоАП РФ;
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)
Допускается принятие решения об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер, например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"
25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Приказ Росстата от 27.12.2019 N 815
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды"
графа 15 - объем нормативно чистой воды, без очистки, содержание загрязняющих веществ в которой не превышает технологические нормативы (при наличии у респондента комплексного экологического разрешения) и (или) нормативы допустимого сброса и отведение которой без очистки в водные объекты не приводит к нарушению нормативов качества вод поверхностных водных объектов в контрольном створе относительно сброса (выпуска) сточных вод в водный объект.