Разрешение на строительство линий электропередач не требуется
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство линий электропередач не требуется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.09.2023 по делу N 33-14492/2023
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании права собственности на сооружение отсутствующим; 2) Об исключении сведений о сооружении из ЕГРН; 3) О признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, о применении последствий недействительности в виде двусторонней реституции; 4) О признании объекта самовольной постройкой.
Обстоятельства: Прокурор указал, что покупатель не имел права выкупа без торгов земельного участка, предоставленного ему в аренду для временного размещения объекта без права строительства, участок не подлежал выкупу по мотиву строительства сооружения - кабельной трассы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (введена 03.08.2018) использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, виды таких земельных участков, устанавливаются Правительством Российской Федерации - N 1300 от 03.12.2014 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Подземные линейные сооружения и наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, и для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ и связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, не может являться основанием для предоставления в собственность гражданам или в аренду правообладателям сооружений земельных участков.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании права собственности на сооружение отсутствующим; 2) Об исключении сведений о сооружении из ЕГРН; 3) О признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, о применении последствий недействительности в виде двусторонней реституции; 4) О признании объекта самовольной постройкой.
Обстоятельства: Прокурор указал, что покупатель не имел права выкупа без торгов земельного участка, предоставленного ему в аренду для временного размещения объекта без права строительства, участок не подлежал выкупу по мотиву строительства сооружения - кабельной трассы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (введена 03.08.2018) использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, виды таких земельных участков, устанавливаются Правительством Российской Федерации - N 1300 от 03.12.2014 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Подземные линейные сооружения и наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, и для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ и связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, не может являться основанием для предоставления в собственность гражданам или в аренду правообладателям сооружений земельных участков.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 N 15АП-11966/2024 по делу N А53-4450/2024
Требование: Об обязании прекратить использование земель.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из пояснений АО "Донэнерго" следует, что имущественный комплекс линейного объекта ВЛ-0,4 кВ с инвентарным номером 07-000004934 (наименование ВЛ0,4 кВ ТП-450 Л-4; дата принятия на баланс 18.04.2005 "пер. Книжный, ул. Привокзальная, ул. Мацоты", Л-9 "ул. Гвардейская, ул. Мацоты, 2-х"), находящийся в собственности общества, является ранее учтенным объектом, т.е. место размещения опоры ВЛ-0,4 кВ должным образом уже было согласовано с полномочными органами власти при возведении этих линий электропередач. Распределительные сети ВЛ-0,4 кВ изначально были учтены в составе государственного имущества Ростовской области и на балансе правопредшественника акционерного общества "Донэнерго" как движимое имущество. Акционерное общество "Донэнерго" является правопреемником государственного унитарного предприятия Ростовской области "Донэнерго". Право собственности акционерного общества "Донэнерго" на движимое имущество ВЛ-0,4 кВ также не подлежало госрегистрации при переходе права при приватизации имущественного комплекса ГУП РО "Донэнерго". Поскольку опора ВЛ-004 кВ не является самостоятельным объектом права и является движимым имуществом неделимого линейного объекта, то выделение и оформление права собственности на земельный участок для размещения на нем опоры не требуется. В соответствии с паспортом воздушной линии электропередач опора имеет нумерацию и маркируется, местоположение ее определяется визуально по отношению к ближайшим объектам недвижимости, но не имеет привязки к координатам местности. В данном случае опора ОДН-28 была установлена на месте демонтированной ранее существовавшей опоры ВЛ-0,4 кВ. Между АО "Донэнерго" и ООО "ПраймТелекомЮг" заключен Договор аренды от 09.02.2017 N 147, согласно которому АО "Донэнерго" обязалось передать ООО "ПраймТелекомЮг" во временное пользование опоры воздушных линий электропередачи, а ООО "ПраймТелекомЮг" обязалось внести плату за пользование арендованным имуществом. В соответствии с договором ООО "ПраймТелекомЮг" вправе производить капитальный ремонт имущества, находящегося в его пользовании, который не влечет утраты функционального назначения арендуемых опор (п. 1.10.4 Договора аренды от 09.02.2017 N 147). Указанное допускается и основано на требованиях пп. 2.4.71. - 2.4.89. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 20.05.2003 N 187. Базовая станция объектом недвижимости не является, размещена без нарушения санитарных норм и правил и характеризуется следующими признаками: является своеобразной конструкцией, для нее возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций. ООО "ПраймТелекомЮг" на основании договора подряда и проектной документацией были выполнены работы по замене действующей опоры BJI-0,4 кВ на усиленные опоры типа ОДН-28. Новые опоры типа ОДН-28 устанавливаются в рамках реализации программы по расширению функционального назначения опор электроснабжения, которая предусматривает замену опор ВЛ-0,4 кВ на многофункциональные опоры (опоры двойного назначения), представляющие собой железобетонное изделие. Работы по замене существующей опоры линии электропередач ВЛ-0,4кВ на опору двойного назначения с подвесом оборудования связи не влекут за собой изменение класса напряжения, категории, первоначально установленных показателей функционирования электросетевых объектов и не требуют изменения границ полос отвода и охранных зон для ВЛ-0,4 кВ, в связи с чем, в соответствии с определением, предусмотренным пунктом 14.1 статьи 1 ГрК РФ, не могут быть квалифицированы как реконструкция линейного сооружения, требующая выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию после реконструкции. Замена ООО "ПраймТелекомЮг" опоры не предполагает изменения полосы отвода и охранной зоны ВЛ-0,4 кВ. Высота опоры не превышает 32 м, а технологическое заглубление подземной части не превышает 4 м. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ и Постановлениями Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137 и от 23.09.2015 N 610, опора электропередачи не относится к классу объектов капитального строительства и ее замена не требует выдачи разрешения на строительство.
Требование: Об обязании прекратить использование земель.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из пояснений АО "Донэнерго" следует, что имущественный комплекс линейного объекта ВЛ-0,4 кВ с инвентарным номером 07-000004934 (наименование ВЛ0,4 кВ ТП-450 Л-4; дата принятия на баланс 18.04.2005 "пер. Книжный, ул. Привокзальная, ул. Мацоты", Л-9 "ул. Гвардейская, ул. Мацоты, 2-х"), находящийся в собственности общества, является ранее учтенным объектом, т.е. место размещения опоры ВЛ-0,4 кВ должным образом уже было согласовано с полномочными органами власти при возведении этих линий электропередач. Распределительные сети ВЛ-0,4 кВ изначально были учтены в составе государственного имущества Ростовской области и на балансе правопредшественника акционерного общества "Донэнерго" как движимое имущество. Акционерное общество "Донэнерго" является правопреемником государственного унитарного предприятия Ростовской области "Донэнерго". Право собственности акционерного общества "Донэнерго" на движимое имущество ВЛ-0,4 кВ также не подлежало госрегистрации при переходе права при приватизации имущественного комплекса ГУП РО "Донэнерго". Поскольку опора ВЛ-004 кВ не является самостоятельным объектом права и является движимым имуществом неделимого линейного объекта, то выделение и оформление права собственности на земельный участок для размещения на нем опоры не требуется. В соответствии с паспортом воздушной линии электропередач опора имеет нумерацию и маркируется, местоположение ее определяется визуально по отношению к ближайшим объектам недвижимости, но не имеет привязки к координатам местности. В данном случае опора ОДН-28 была установлена на месте демонтированной ранее существовавшей опоры ВЛ-0,4 кВ. Между АО "Донэнерго" и ООО "ПраймТелекомЮг" заключен Договор аренды от 09.02.2017 N 147, согласно которому АО "Донэнерго" обязалось передать ООО "ПраймТелекомЮг" во временное пользование опоры воздушных линий электропередачи, а ООО "ПраймТелекомЮг" обязалось внести плату за пользование арендованным имуществом. В соответствии с договором ООО "ПраймТелекомЮг" вправе производить капитальный ремонт имущества, находящегося в его пользовании, который не влечет утраты функционального назначения арендуемых опор (п. 1.10.4 Договора аренды от 09.02.2017 N 147). Указанное допускается и основано на требованиях пп. 2.4.71. - 2.4.89. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 20.05.2003 N 187. Базовая станция объектом недвижимости не является, размещена без нарушения санитарных норм и правил и характеризуется следующими признаками: является своеобразной конструкцией, для нее возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций. ООО "ПраймТелекомЮг" на основании договора подряда и проектной документацией были выполнены работы по замене действующей опоры BJI-0,4 кВ на усиленные опоры типа ОДН-28. Новые опоры типа ОДН-28 устанавливаются в рамках реализации программы по расширению функционального назначения опор электроснабжения, которая предусматривает замену опор ВЛ-0,4 кВ на многофункциональные опоры (опоры двойного назначения), представляющие собой железобетонное изделие. Работы по замене существующей опоры линии электропередач ВЛ-0,4кВ на опору двойного назначения с подвесом оборудования связи не влекут за собой изменение класса напряжения, категории, первоначально установленных показателей функционирования электросетевых объектов и не требуют изменения границ полос отвода и охранных зон для ВЛ-0,4 кВ, в связи с чем, в соответствии с определением, предусмотренным пунктом 14.1 статьи 1 ГрК РФ, не могут быть квалифицированы как реконструкция линейного сооружения, требующая выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию после реконструкции. Замена ООО "ПраймТелекомЮг" опоры не предполагает изменения полосы отвода и охранной зоны ВЛ-0,4 кВ. Высота опоры не превышает 32 м, а технологическое заглубление подземной части не превышает 4 м. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ и Постановлениями Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137 и от 23.09.2015 N 610, опора электропередачи не относится к классу объектов капитального строительства и ее замена не требует выдачи разрешения на строительство.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)для строительства, реконструкции объектов, включенных в Перечень случаев, когда не требуется разрешение на строительство. Например, разрешение не нужно для строительства и реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно (Перечень случаев, в которых не требуется разрешение на строительство);
(КонсультантПлюс, 2025)для строительства, реконструкции объектов, включенных в Перечень случаев, когда не требуется разрешение на строительство. Например, разрешение не нужно для строительства и реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно (Перечень случаев, в которых не требуется разрешение на строительство);
Нормативные акты
<Письмо> ППК "Роскадастр" от 02.09.2025 N 18-2138/25
"О рассмотрении письма филиала ППК "Роскадастр"Абзац три Перечня N 1816 устанавливает, что разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
"О рассмотрении письма филиала ППК "Роскадастр"Абзац три Перечня N 1816 устанавливает, что разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
<Письмо> ППК "Роскадастр" от 22.04.2025 N 18-0983/25
"О направлении для сведения и учета в работе копии писем ППК "Роскадастр" и Росреестра"
(вместе с <Письмом> Росреестра от 14.04.2025 N 13-3535-АБ/25 "О рассмотрении обращения")Согласно абзацу третьему Перечня N 1816 разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
"О направлении для сведения и учета в работе копии писем ППК "Роскадастр" и Росреестра"
(вместе с <Письмом> Росреестра от 14.04.2025 N 13-3535-АБ/25 "О рассмотрении обращения")Согласно абзацу третьему Перечня N 1816 разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
Готовое решение: Как выдается разрешение на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(КонсультантПлюс, 2025)водопроводы и водоводы всех видов, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. п. 2, 3 названного Перечня);
(КонсультантПлюс, 2025)водопроводы и водоводы всех видов, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. п. 2, 3 названного Перечня);
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<8> Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<8> Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в том числе строительство, реконструкция линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в том числе строительство, реконструкция линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Они, во-первых, прямо отмечены как таковые с указанием конкретных характеристик. Среди таковых следует назвать: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Они, во-первых, прямо отмечены как таковые с указанием конкретных характеристик. Среди таковых следует назвать: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Судебные решения вынесены по делам, касающимся размещения таких спорных объектов, как торговый павильон <24>, нестационарный торговый объект (павильон) <25>, нефтяной трубопровод <26>, электростанции <27>, трансформаторная подстанция <28>, здание трансформаторной подстанции <29>, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство <30>, элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) <31>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Судебные решения вынесены по делам, касающимся размещения таких спорных объектов, как торговый павильон <24>, нестационарный торговый объект (павильон) <25>, нефтяной трубопровод <26>, электростанции <27>, трансформаторная подстанция <28>, здание трансформаторной подстанции <29>, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство <30>, элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) <31>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ оказался непроработанным вопрос о разграничении сферы его действия с гл. V.6 ЗК РФ. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ его положения распространяются на все линейные объекты, вне зависимости от их видов и характеристик. В то же время понятие "размещение линейных объектов" предусмотрено в гл. V.6 ЗК РФ применительно к отдельным видам объектов, определяемым Постановлением Правительства РФ, которые могут размещаться на землях или земельных участках из состава публичных земель без их предоставления (ст. 39.36 ЗК РФ). Согласно п. п. 5 - 11 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства N 1300) к числу таких объектов относится довольно широкий ряд линейных сооружений, в том числе линии электропередачи с напряжением ниже установленного класса, включая подстанции и иное оборудование, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы определенного диаметра и давления, тепловые сети горячего водоснабжения, линейно-кабельные и иные сооружения связи, для возведения которых не требуется разрешения на строительство. Порядок и условия размещения данных линейных объектов устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Законе N 341-ФЗ оказался непроработанным вопрос о разграничении сферы его действия с гл. V.6 ЗК РФ. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ его положения распространяются на все линейные объекты, вне зависимости от их видов и характеристик. В то же время понятие "размещение линейных объектов" предусмотрено в гл. V.6 ЗК РФ применительно к отдельным видам объектов, определяемым Постановлением Правительства РФ, которые могут размещаться на землях или земельных участках из состава публичных земель без их предоставления (ст. 39.36 ЗК РФ). Согласно п. п. 5 - 11 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства N 1300) к числу таких объектов относится довольно широкий ряд линейных сооружений, в том числе линии электропередачи с напряжением ниже установленного класса, включая подстанции и иное оборудование, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы определенного диаметра и давления, тепловые сети горячего водоснабжения, линейно-кабельные и иные сооружения связи, для возведения которых не требуется разрешения на строительство. Порядок и условия размещения данных линейных объектов устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
Вопрос: Относится ли трансформаторная подстанция к объектам недвижимого имущества в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на нее?
(Консультация эксперта, 2025)Трансформаторные подстанции, связанные с линиями электропередачи классом напряжения до 35 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Такая категория трансформаторных подстанций является отдельными некапитальными сооружениями, то есть объектами, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, предназначенными для технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 5 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2018 N ОГ-Д23-1526).
(Консультация эксперта, 2025)Трансформаторные подстанции, связанные с линиями электропередачи классом напряжения до 35 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Такая категория трансформаторных подстанций является отдельными некапитальными сооружениями, то есть объектами, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, предназначенными для технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 5 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2018 N ОГ-Д23-1526).
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В качестве актуального примера можно привести дело N А21-1073/2022, при рассмотрении которого суд кассационной инстанции согласился с выводами судов, отказавших администрации муниципального образования в иске к обществу о признании самовольной постройкой капитального объекта - электрической опоры. Суды установили, что спорная опора является составной частью линии электропередачи, построенной в соответствии с надлежащим образом утвержденной проектной документацией. Впоследствии в связи с проведением чемпионата мира по футболу и для надлежащего обеспечения электроснабжением на основании разработанной проектной документации были проведены работы по замене опоры на тематическую дизайнерскую опору. Поскольку последняя фактически является элементом линейного объекта, правомерно установлена на месте прежней опоры в охранной зоне существующей воздушной линии электропередачи и в силу пунктов 4, 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ в данном случае не требуется получение разрешения на строительство, суды пришли к выводу, что опора не может быть признана самовольной постройкой.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В качестве актуального примера можно привести дело N А21-1073/2022, при рассмотрении которого суд кассационной инстанции согласился с выводами судов, отказавших администрации муниципального образования в иске к обществу о признании самовольной постройкой капитального объекта - электрической опоры. Суды установили, что спорная опора является составной частью линии электропередачи, построенной в соответствии с надлежащим образом утвержденной проектной документацией. Впоследствии в связи с проведением чемпионата мира по футболу и для надлежащего обеспечения электроснабжением на основании разработанной проектной документации были проведены работы по замене опоры на тематическую дизайнерскую опору. Поскольку последняя фактически является элементом линейного объекта, правомерно установлена на месте прежней опоры в охранной зоне существующей воздушной линии электропередачи и в силу пунктов 4, 4.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ в данном случае не требуется получение разрешения на строительство, суды пришли к выводу, что опора не может быть признана самовольной постройкой.
Статья: Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию как документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительным требованиям
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Субъекты РФ также активно пользуются своим правом устанавливать дополнительные случаи, когда выдача разрешения на строительство ОКС не требуется. Например, согласно ч. 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 N 20-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области", помимо случаев, установленных ГрК РФ, на территории Новосибирской области получение разрешения на строительство не требуется также в следующих случаях:
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Субъекты РФ также активно пользуются своим правом устанавливать дополнительные случаи, когда выдача разрешения на строительство ОКС не требуется. Например, согласно ч. 2 Закона Новосибирской области от 14.12.2015 N 20-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Новосибирской области", помимо случаев, установленных ГрК РФ, на территории Новосибирской области получение разрешения на строительство не требуется также в следующих случаях: