Разница между публичными слушаниями и общественными обсуждениями
Подборка наиболее важных документов по запросу Разница между публичными слушаниями и общественными обсуждениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения и публичные слушания как формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что, несмотря на разницу между общественными обсуждениями и общественными (публичными) слушаниями, обе указанные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления реализуют возможность участия широкого круга граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что, несмотря на разницу между общественными обсуждениями и общественными (публичными) слушаниями, обе указанные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления реализуют возможность участия широкого круга граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья: Общественное участие как конституционное правомерное поведение
(Титова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Общественное участие есть не просто допущение общества к осуществлению власти. Это сама власть общества. В триаде "государственная власть - местное самоуправление - общество" последнее вряд ли должно рассматриваться исключительно как субъект, которого только допускают к участию в осуществлении властных полномочий. Ведь исходящая от народа власть (а этот постулат часто остается в стороне при обсуждении способов участия общества во власти) - народовластие - единственное, что лежит в основе публичной власти в любой ее форме, а осуществление таковой без содействия общества становится невозможным. Принципиальный вопрос - в критической разнице между формальным ритуалом общественного участия и обладанием реальной властью. Участие без распределения власти - пустой и разочаровывающий процесс. Юридически обязательное общественное участие в принятии властных решений (общественные слушания, общественные обсуждения и т.д.) в том виде, в каком оно существует на данном этапе, едва ли в состоянии полностью достигнуть всех целей такого участия. К тому же зачастую они превращаются лишь в ритуал, предназначенный для формально-юридического выполнения требований законодательства, увеличивая тем самым амбивалентность к возможностям общественного участия. С.А. Авакьян отметил, что народовластие, закрепленное как ключевой фактор конституционного строя России, в большей мере трактуется в Конституции РФ 1993 г. как "государственное народовластие", то есть осуществляемое государственными органами. У общества же есть лишь соучастие во власти государства и средства воздействия на государственную власть. Далее, развивая идею о необходимости расширения как трактовки народовластия, так и того, что последнее предполагает и осуществление власти в обществе, как организацию управления общественными делами, уважаемый ученый предлагает считать это "позитивным отклонением", то есть дополнением одной конституционной закономерности другой, не менее необходимой <19>.
(Титова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Общественное участие есть не просто допущение общества к осуществлению власти. Это сама власть общества. В триаде "государственная власть - местное самоуправление - общество" последнее вряд ли должно рассматриваться исключительно как субъект, которого только допускают к участию в осуществлении властных полномочий. Ведь исходящая от народа власть (а этот постулат часто остается в стороне при обсуждении способов участия общества во власти) - народовластие - единственное, что лежит в основе публичной власти в любой ее форме, а осуществление таковой без содействия общества становится невозможным. Принципиальный вопрос - в критической разнице между формальным ритуалом общественного участия и обладанием реальной властью. Участие без распределения власти - пустой и разочаровывающий процесс. Юридически обязательное общественное участие в принятии властных решений (общественные слушания, общественные обсуждения и т.д.) в том виде, в каком оно существует на данном этапе, едва ли в состоянии полностью достигнуть всех целей такого участия. К тому же зачастую они превращаются лишь в ритуал, предназначенный для формально-юридического выполнения требований законодательства, увеличивая тем самым амбивалентность к возможностям общественного участия. С.А. Авакьян отметил, что народовластие, закрепленное как ключевой фактор конституционного строя России, в большей мере трактуется в Конституции РФ 1993 г. как "государственное народовластие", то есть осуществляемое государственными органами. У общества же есть лишь соучастие во власти государства и средства воздействия на государственную власть. Далее, развивая идею о необходимости расширения как трактовки народовластия, так и того, что последнее предполагает и осуществление власти в обществе, как организацию управления общественными делами, уважаемый ученый предлагает считать это "позитивным отклонением", то есть дополнением одной конституционной закономерности другой, не менее необходимой <19>.
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Процедура проведения обсуждений начинается с оповещения о начале общественных обсуждений. Такое информирование по конкретному вопросу должно быть доступным и понятным. К сожалению, на практике информация о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, ограничивается названием предмета обсуждения. Представляется справедливым предложение Фонда "Институт экономики города" <16> о включении в оповещение о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений пояснений о предмете обсуждения, необходимых для понимания непрофессионалами обсуждаемого градостроительного документа.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Процедура проведения обсуждений начинается с оповещения о начале общественных обсуждений. Такое информирование по конкретному вопросу должно быть доступным и понятным. К сожалению, на практике информация о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, ограничивается названием предмета обсуждения. Представляется справедливым предложение Фонда "Институт экономики города" <16> о включении в оповещение о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений пояснений о предмете обсуждения, необходимых для понимания непрофессионалами обсуждаемого градостроительного документа.
Статья: Принципы оценки эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Следовательно, народ как носитель суверенитета и единственный источник власти вправе требовать от государства в лице образованных им органов публичной власти отчета о своей деятельности. Осуществляя свою власть непосредственно, народ может выражать мнение и давать оценку деятельности соответствующих органов публичной власти и должностных лиц путем прямого волеизъявления на выборах или референдуме и в других демократических формах (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, отзыв депутатов, правотворческая инициатива и др.).
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Следовательно, народ как носитель суверенитета и единственный источник власти вправе требовать от государства в лице образованных им органов публичной власти отчета о своей деятельности. Осуществляя свою власть непосредственно, народ может выражать мнение и давать оценку деятельности соответствующих органов публичной власти и должностных лиц путем прямого волеизъявления на выборах или референдуме и в других демократических формах (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, отзыв депутатов, правотворческая инициатива и др.).
Статья: Справедливость как критерий баланса публичных и частных интересов
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Политическое участие предполагает голосовательное участие в осуществлении форм непосредственной демократии и местного самоуправления путем выборов, референдумов, сходов, собраний, территориального общественного самоуправления, досрочного отзыва депутатов и выборных должностных лиц, публичных слушаний, общественных обсуждений, участия в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Политическое участие предполагает голосовательное участие в осуществлении форм непосредственной демократии и местного самоуправления путем выборов, референдумов, сходов, собраний, территориального общественного самоуправления, досрочного отзыва депутатов и выборных должностных лиц, публичных слушаний, общественных обсуждений, участия в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
Готовое решение: Как осуществляется подготовка проекта планировки территории
(КонсультантПлюс, 2025)Проект планировки территории должен быть утвержден уполномоченным органом. Если вы подготовили его самостоятельно, то направьте его в этот орган на утверждение. В большинстве случаев до утверждения проекта проводятся общественные обсуждения или публичные слушания (ч. 2, 3, 4, 5, 10.1, 13.1 ст. 45, ч. 3.1 ст. 46 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Проект планировки территории должен быть утвержден уполномоченным органом. Если вы подготовили его самостоятельно, то направьте его в этот орган на утверждение. В большинстве случаев до утверждения проекта проводятся общественные обсуждения или публичные слушания (ч. 2, 3, 4, 5, 10.1, 13.1 ст. 45, ч. 3.1 ст. 46 ГрК РФ).
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<73> См.: Мониторинг реализации полномочий регионов по отказу от публичных слушаний и общественных обсуждений. URL: https://www.urbaneconomics.ru/research/analytics/monitoring-realizacii-polnomochiy-regionov-po-otkazu-ot-publichnyh-slushaniy-i. Также см.: Леонид Бандорин об отмене публичных слушаний по строительству в Москве. URL: https://www.youtube.com/watch?v=38hm8QDGRf0&t=31s.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<73> См.: Мониторинг реализации полномочий регионов по отказу от публичных слушаний и общественных обсуждений. URL: https://www.urbaneconomics.ru/research/analytics/monitoring-realizacii-polnomochiy-regionov-po-otkazu-ot-publichnyh-slushaniy-i. Также см.: Леонид Бандорин об отмене публичных слушаний по строительству в Москве. URL: https://www.youtube.com/watch?v=38hm8QDGRf0&t=31s.
Статья: Современные тенденции взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с населением
(Отузян Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)1. Консультативная модель, включающая форматы постоянного (текущего, оперативного) взаимодействия (общественные советы, советы старейшин, органы общественного контроля) власти и населения, публичное обсуждение проблем, совместный поиск наиболее приемлемых путей их разрешения, публичные отчеты представителей публичной власти о проделанной работе. Сюда же относятся опросы граждан, консультативные референдумы, публичные слушания, общественное обсуждение.
(Отузян Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)1. Консультативная модель, включающая форматы постоянного (текущего, оперативного) взаимодействия (общественные советы, советы старейшин, органы общественного контроля) власти и населения, публичное обсуждение проблем, совместный поиск наиболее приемлемых путей их разрешения, публичные отчеты представителей публичной власти о проделанной работе. Сюда же относятся опросы граждан, консультативные референдумы, публичные слушания, общественное обсуждение.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)- обеспечить общественный контроль на всех стадиях нормотворческой деятельности: при формировании плана нормотворческой (законотворческой) работы органов власти, подготовке проектов нормативных правовых актов, проведении публичных слушаний, общественных обсуждений, оценки регулирующего воздействия и пр.;
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)- обеспечить общественный контроль на всех стадиях нормотворческой деятельности: при формировании плана нормотворческой (законотворческой) работы органов власти, подготовке проектов нормативных правовых актов, проведении публичных слушаний, общественных обсуждений, оценки регулирующего воздействия и пр.;
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) предусматривает широкий перечень вопросов местного значения городских округов и городских поселений, непосредственно связанных с формированием комфортной городской среды, а также разнообразие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы граждан, обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и т.д.). Вместе с тем данный Федеральный закон так и не создал предпосылок для обязательного учета мнения жителей при формировании городской среды, поскольку абсолютное число форм участия по своему юридическому итогу носят рекомендательный, а не обязательный характер для органов местного самоуправления.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) предусматривает широкий перечень вопросов местного значения городских округов и городских поселений, непосредственно связанных с формированием комфортной городской среды, а также разнообразие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы граждан, обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и т.д.). Вместе с тем данный Федеральный закон так и не создал предпосылок для обязательного учета мнения жителей при формировании городской среды, поскольку абсолютное число форм участия по своему юридическому итогу носят рекомендательный, а не обязательный характер для органов местного самоуправления.