Разграничение государственной собственности на землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение государственной собственности на землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.3.3. Первоначальная госрегистрация права собственности публичного образования, осуществленная в порядке разграничения госсобственности на землю, не препятствует приобретению прав на нее собственниками зданий, сооружений, находящихся на ней (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"1.1.2. Первоначальная госрегистрация права собственности публичного образования, осуществленная в порядке разграничения госсобственности на землю, не препятствует приобретению прав на нее собственниками зданий, сооружений, находящихся на ней (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая согласованную сторонами в договоре методику, апелляционный суд обоснованно применил при расчете арендной платы коэффициенты по видам целевого использования в соответствии с приложением N 2 к постановлению главы г. Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размере арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи".
Возможно ли изменение арендной платы, если оно не соответствует механизму ее расчета, установленному в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая согласованную сторонами в договоре методику, апелляционный суд обоснованно применил при расчете арендной платы коэффициенты по видам целевого использования в соответствии с приложением N 2 к постановлению главы г. Сочи от 15.06.2007 N 791 "О порядке определения размере арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в городе Сочи".
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
Статья: Особенности рассмотрения земельных споров
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельные споры, в которых обеими сторонами выступают органы государственной власти или местного самоуправления (например, споры о разграничении государственной собственности на землю);
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельные споры, в которых обеими сторонами выступают органы государственной власти или местного самоуправления (например, споры о разграничении государственной собственности на землю);
Готовое решение: Какие формы платы за землю предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)органы государственной власти субъекта РФ - по земельным участкам, находящимся в собственности субъекта РФ, а также землям (земельным участкам), на которые не разграничена государственная собственность;
(КонсультантПлюс, 2025)органы государственной власти субъекта РФ - по земельным участкам, находящимся в собственности субъекта РФ, а также землям (земельным участкам), на которые не разграничена государственная собственность;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Процесс разграничения государственной собственности на землю, обусловленный историческими особенностями развития земельного законодательства, является примером длительного поиска оптимального соотношения частных и публичных интересов.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Процесс разграничения государственной собственности на землю, обусловленный историческими особенностями развития земельного законодательства, является примером длительного поиска оптимального соотношения частных и публичных интересов.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <256>, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю, с 1 июля 2006 г. признан утратившим силу абзац п. 3 комментируемой статьи (в то время это был абз. 2), в прежней (первоначальной) редакции которого устанавливалось, что решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <256>, принятым в рамках совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю, с 1 июля 2006 г. признан утратившим силу абзац п. 3 комментируемой статьи (в то время это был абз. 2), в прежней (первоначальной) редакции которого устанавливалось, что решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.