Разграничение государственной и муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение государственной и муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Сославшись на то, что в силу прямого указания подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества и на то, что по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю не требует проведения специальных процедур по передаче земельного участка из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, суды не учли, что право государственной собственности на спорный земельный участок разграничено в 2016 году, и муниципальное образование город Ростов-на-Дону в лице департамента полномочно распорядилось этим участком, предоставив его в аренду коммерческой организации (АО "Ростовское") для целей строительства пожарного депо."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 19 "Муниципальная собственность на землю" ЗК РФОдним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности является нахождение на земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в собственности соответствующих муниципальных образований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Нормативные акты
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:
Статья: Разграничение государственной собственности на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Относятся ли к общему имуществу домовладельцев подвальные помещения, сформированные на момент приватизации первой квартиры в доме для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием помещений в доме
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды установили, что в 1993 спорные подвальные помещения в порядке разграничения государственной собственности отнесены к муниципальной собственности, право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРП.
Относятся ли к общему имуществу домовладельцев подвальные помещения, сформированные на момент приватизации первой квартиры в доме для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием помещений в доме
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды установили, что в 1993 спорные подвальные помещения в порядке разграничения государственной собственности отнесены к муниципальной собственности, право муниципальной собственности зарегистрировано в ЕГРП.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)К отношениям по разграничению и перераспределению государственной и муниципальной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением или перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)К отношениям по разграничению и перераспределению государственной и муниципальной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением или перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
Статья: Содержание и сущность публичной собственности: практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
(Кононов В.С.)
("Администратор суда", 2022, N 1)При формировании собственности публичных образований в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 были выделены функциональные признаки имущества, на основании которых был составлен перечень объектов права, передаваемых в собственность публичных образований. В сфере публичного имущества на данном историческом этапе развития общества действует принцип: не может находиться в собственности местного самоуправления имущество, которое не предназначено для решения вопросов местного значения или содержание которого для органов местного самоуправления является нецелесообразным <24>. Ко всем публичным образованиям применяется принцип: разграничение государственной и муниципальной собственности регламентируется "на основе распределения публично-властных полномочий" <25>. Разграничение полномочий сопровождается передачей публичного имущества, и должен учитываться принцип соразмерного распределения ресурсов предоставленным полномочиям <26>. В приведенных правовых позициях КС РФ отражена взаимосвязь между собственностью и правосубъектностью, которая с философских позиций раскрывается в положении, что собственность формирует субъект права. КС РФ выделяет в этом один экономический аспект: предназначение права собственности как субъективного права состоит в обеспечении его обладателям определенной степени свободы в экономической сфере <27>.
(Кононов В.С.)
("Администратор суда", 2022, N 1)При формировании собственности публичных образований в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 были выделены функциональные признаки имущества, на основании которых был составлен перечень объектов права, передаваемых в собственность публичных образований. В сфере публичного имущества на данном историческом этапе развития общества действует принцип: не может находиться в собственности местного самоуправления имущество, которое не предназначено для решения вопросов местного значения или содержание которого для органов местного самоуправления является нецелесообразным <24>. Ко всем публичным образованиям применяется принцип: разграничение государственной и муниципальной собственности регламентируется "на основе распределения публично-властных полномочий" <25>. Разграничение полномочий сопровождается передачей публичного имущества, и должен учитываться принцип соразмерного распределения ресурсов предоставленным полномочиям <26>. В приведенных правовых позициях КС РФ отражена взаимосвязь между собственностью и правосубъектностью, которая с философских позиций раскрывается в положении, что собственность формирует субъект права. КС РФ выделяет в этом один экономический аспект: предназначение права собственности как субъективного права состоит в обеспечении его обладателям определенной степени свободы в экономической сфере <27>.
Статья: Национальное богатство как объект стратегического управления социально-экономическим развитием государства
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Экономисты государственную собственность понимают расширительно, включая в нее и муниципальную, и согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегическое планирование осуществляется и на муниципальном уровне (п. 1 ст. 11, ст. 39). Однако с точки зрения Конституции РФ и законодательства - это отдельная форма собственности, а органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (хотя теперь входят в единую систему публичной власти). Тем не менее для целей стратегического управления муниципальную собственность следует включить в состав НБ, тем более, что разграничением государственной и муниципальной собственности занимается государство.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Экономисты государственную собственность понимают расширительно, включая в нее и муниципальную, и согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегическое планирование осуществляется и на муниципальном уровне (п. 1 ст. 11, ст. 39). Однако с точки зрения Конституции РФ и законодательства - это отдельная форма собственности, а органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (хотя теперь входят в единую систему публичной власти). Тем не менее для целей стратегического управления муниципальную собственность следует включить в состав НБ, тем более, что разграничением государственной и муниципальной собственности занимается государство.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)2) земельные участки, собственность на которые не разграничена, земельные участки государственной, муниципальной или частной собственности в границах населенных пунктов (сведения о границе которых внесены в ЕГРН), а также находящиеся в частной собственности за пределами населенных пунктов (например, земли сельскохозяйственного назначения), - полностью оборотоспособные.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)2) земельные участки, собственность на которые не разграничена, земельные участки государственной, муниципальной или частной собственности в границах населенных пунктов (сведения о границе которых внесены в ЕГРН), а также находящиеся в частной собственности за пределами населенных пунктов (например, земли сельскохозяйственного назначения), - полностью оборотоспособные.