Распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...Как установлено судами... Глава Окружной администрации издал распоряжение... о принятии в муниципальную казну городского округа... земельного участка... Данным распоряжением земельный участок принят в муниципальную собственность.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как установлено судами... Глава Окружной администрации издал распоряжение... о принятии в муниципальную казну городского округа... земельного участка... Данным распоряжением земельный участок принят в муниципальную собственность.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ"При этом, судебная коллегия отмечает, что частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разграничение государственной собственности на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты РФ согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты РФ согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в ЗТР, взаимодействуют с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере функционирования ЗТР, органом управления субъекта РФ, выступающим в качестве администрации ЗТР, хозяйствующими субъектами в целях обеспечения эффективного функционирования ЗТР. Муниципальные исполнительные органы являются стороной в соглашениях о функционировании зоны, заключаемых с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (статья 8 Федерального закона о ЗТР). По этим соглашениям муниципальные органы передают исполнительному органу власти субъекта РФ права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, на срок ее функционирования (пункт 5 части 1 статьи 8), наряду с органами власти региона участвуют в финансировании создания в ЗТР находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур (пункт 8 части 1 статьи 8), а также могут принимать на себя обязательства по предоставлению налоговых льгот резидентам ЗТР в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 части 2 статьи 8).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в ЗТР, взаимодействуют с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере функционирования ЗТР, органом управления субъекта РФ, выступающим в качестве администрации ЗТР, хозяйствующими субъектами в целях обеспечения эффективного функционирования ЗТР. Муниципальные исполнительные органы являются стороной в соглашениях о функционировании зоны, заключаемых с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (статья 8 Федерального закона о ЗТР). По этим соглашениям муниципальные органы передают исполнительному органу власти субъекта РФ права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, на срок ее функционирования (пункт 5 части 1 статьи 8), наряду с органами власти региона участвуют в финансировании создания в ЗТР находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур (пункт 8 части 1 статьи 8), а также могут принимать на себя обязательства по предоставлению налоговых льгот резидентам ЗТР в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 части 2 статьи 8).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 2 ст. 9 ЗК управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты РФ согласно п. 2 ст. 10 ЗК осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Что касается управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, то их осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 ЗК).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 2 ст. 9 ЗК управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты РФ согласно п. 2 ст. 10 ЗК осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Что касается управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, то их осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 ЗК).
Статья: Экономическая основа местного самоуправления как институт муниципального права
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Администрация городского округа управляет принадлежащим ему имуществом, в том числе осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов имущества, находящегося в муниципальной собственности. Администрация вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, при необходимости решать вопросы их ликвидации или реорганизации.
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Администрация городского округа управляет принадлежащим ему имуществом, в том числе осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов имущества, находящегося в муниципальной собственности. Администрация вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, при необходимости решать вопросы их ликвидации или реорганизации.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.