Раскрытие конечного бенефициара
Подборка наиболее важных документов по запросу Раскрытие конечного бенефициара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с участием в долевом строительстве, кадастровым учетом, банкротством, раскрытием информации: Организация (Должностное лицо организации) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение обязанностей по установлению и представлению информации о бенефициарных владельцах
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо организации) к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо организации) к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1080 "Ответственность за совместно причиненный вред" ГК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника его руководителя, его участника, а также фактического руководителя и конечного бенефициара должника. Арбитражный суд привлек к ответственности только руководителя должника. Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что наличие у юридического лица номинального руководителя, формально входящего в состав его органов, но не осуществлявшего фактическое управление, не является основанием для освобождения от ответственности фактического руководителя, оказывающего влияние на должника в отсутствие соответствующих формальных полномочий (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В этом случае номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность солидарно: необходимой причиной банкротства, неподачи заявления о банкротстве выступают как бездействие номинального руководителя, уклонившегося от осуществления обязанности по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом, так и действия (бездействие) фактического руководителя, оказавшего непосредственное влияние на принимаемые управленческие решения, имущественную сферу должника (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ). Конечный бенефициар, не имеющий соответствующих формальных полномочий, не заинтересован в раскрытии своего положения, его отношения с подконтрольным хозяйственным обществом не регламентированы какими-либо нормативными или локальными актами, которые бы устанавливали соответствующие правила, стандарты поведения, поэтому при определении такого лица исследованию подлежат косвенные доказательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника его руководителя, его участника, а также фактического руководителя и конечного бенефициара должника. Арбитражный суд привлек к ответственности только руководителя должника. Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что наличие у юридического лица номинального руководителя, формально входящего в состав его органов, но не осуществлявшего фактическое управление, не является основанием для освобождения от ответственности фактического руководителя, оказывающего влияние на должника в отсутствие соответствующих формальных полномочий (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В этом случае номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность солидарно: необходимой причиной банкротства, неподачи заявления о банкротстве выступают как бездействие номинального руководителя, уклонившегося от осуществления обязанности по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом, так и действия (бездействие) фактического руководителя, оказавшего непосредственное влияние на принимаемые управленческие решения, имущественную сферу должника (абз. 1 ст. 1080 ГК РФ). Конечный бенефициар, не имеющий соответствующих формальных полномочий, не заинтересован в раскрытии своего положения, его отношения с подконтрольным хозяйственным обществом не регламентированы какими-либо нормативными или локальными актами, которые бы устанавливали соответствующие правила, стандарты поведения, поэтому при определении такого лица исследованию подлежат косвенные доказательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как общество должно собирать и раскрывать сведения (информацию) о бенефициарных владельцах
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как общество должно собирать и раскрывать сведения (информацию) о бенефициарных владельцах
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 7 Закона о ПОД/ФТ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Кто признается бенефициарным владельцем и как раскрывается о нем информация?
(КонсультантПлюс, 2025)6. Кто признается бенефициарным владельцем и как раскрывается о нем информация?
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1) устанавливает порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе порядок проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы с учетом требований статьи 8 настоящего Федерального закона, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей проект, а также общие требования к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе общие требования к порядку проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы, в отношении соглашений, по которым Российская Федерация не является стороной;
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"1) устанавливает порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе порядок проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы с учетом требований статьи 8 настоящего Федерального закона, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей проект, а также общие требования к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе общие требования к порядку проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы, в отношении соглашений, по которым Российская Федерация не является стороной;
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Невыполнение условия о наличии у физического лица - конечного бенефициара КИК подтверждения раскрытия налоговым органам РФ информации о контроле над КИК может быть расценено как невыполнение требования подп. "б" п. 12 Указа N 95, и российское общество не сможет перечислить дивиденды напрямую российскому физическому лицу - конечному бенефициару КИК.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Невыполнение условия о наличии у физического лица - конечного бенефициара КИК подтверждения раскрытия налоговым органам РФ информации о контроле над КИК может быть расценено как невыполнение требования подп. "б" п. 12 Указа N 95, и российское общество не сможет перечислить дивиденды напрямую российскому физическому лицу - конечному бенефициару КИК.
Статья: Влияние цифровизации экономики на институт бенефициарного владения
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Взвешенный подход в цивилистическом процессе к определению структуры владения в корпоративной группе в совокупности с данными, полученными государственными органами, банками при раскрытии бенефициарных владельцев в рамках требований законодательства о противодействии легализации, способен сгладить число случаев недобросовестного использования института бенефициарного владения.
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Взвешенный подход в цивилистическом процессе к определению структуры владения в корпоративной группе в совокупности с данными, полученными государственными органами, банками при раскрытии бенефициарных владельцев в рамках требований законодательства о противодействии легализации, способен сгладить число случаев недобросовестного использования института бенефициарного владения.
Готовое решение: Как применять соглашения об избежании двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Когда известен фактический получатель дохода - конечный бенефициар, можно раскрыть всю цепочку участников и применить нормы международных соглашений того государства, резидентом которого является конечный бенефициар.
(КонсультантПлюс, 2025)Когда известен фактический получатель дохода - конечный бенефициар, можно раскрыть всю цепочку участников и применить нормы международных соглашений того государства, резидентом которого является конечный бенефициар.
Статья: Рекомендация Р-146/2023-КпР "Персонификация отчетной информации"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В этом вопросе также следует отметить статью 6.1 "Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с частью 7 этой статьи информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 8 этой же статьи для ее целей под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют прямые нормы, которые бы предусматривали конкретные случаи и порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридического лица в его отчетности. Нет даже указаний на вид отчетности, в которой такая информация должна раскрываться, в частности идет ли здесь речь о бухгалтерской (финансовой) отчетности или о какой-то другой.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)В этом вопросе также следует отметить статью 6.1 "Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с частью 7 этой статьи информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 8 этой же статьи для ее целей под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют прямые нормы, которые бы предусматривали конкретные случаи и порядок раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридического лица в его отчетности. Нет даже указаний на вид отчетности, в которой такая информация должна раскрываться, в частности идет ли здесь речь о бухгалтерской (финансовой) отчетности или о какой-то другой.
Статья: Офшорные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- есть предпосылки для ведения бизнеса анонимно, без раскрытия бенефициарных владельцев;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- есть предпосылки для ведения бизнеса анонимно, без раскрытия бенефициарных владельцев;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным выше Федеральным законом от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ второй из приведенных абзацев признан утратившим силу, а в первый из приведенных абзацев вместо положения, вводившего обозначение "офшорные компании", включено положение, предусматривающее следующий признак соответствующих юридических лиц: данные лица не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным выше Федеральным законом от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ второй из приведенных абзацев признан утратившим силу, а в первый из приведенных абзацев вместо положения, вводившего обозначение "офшорные компании", включено положение, предусматривающее следующий признак соответствующих юридических лиц: данные лица не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ.