Расчет нормативов по государственному заданию
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет нормативов по государственному заданию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)установлена и предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с превышением нормативных затрат, в расчете объема финансового обеспечения учтены не все затраты
(КонсультантПлюс, 2025)установлена и предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с превышением нормативных затрат, в расчете объема финансового обеспечения учтены не все затраты
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.12.2024 N Ф10-5199/2024 по делу N А68-10890/2023
Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа в части.
Обстоятельства: В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения, а именно допущено превышение затрат на питание за счет средств субсидий; в адрес учреждения вынесено представление, в пунктах которого уполномоченный орган обязал учреждение устранить нарушения путем возмещения в доход федерального бюджета денежных средств.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено, что изменение нормы расходов средств на питание влияет на сумму, подлежащую взысканию с учреждения в доход федерального бюджета согласно пункту оспариваемого представления.Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640).
Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа в части.
Обстоятельства: В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения, а именно допущено превышение затрат на питание за счет средств субсидий; в адрес учреждения вынесено представление, в пунктах которого уполномоченный орган обязал учреждение устранить нарушения путем возмещения в доход федерального бюджета денежных средств.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено, что изменение нормы расходов средств на питание влияет на сумму, подлежащую взысканию с учреждения в доход федерального бюджета согласно пункту оспариваемого представления.Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение N 640).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о договоре целевого обучения: прикладные аспекты
(Филиппов С.А., Толочкова И.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 1)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640 "О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и исходя из объемов государственных услуг, утвержденных государственным заданием.
(Филиппов С.А., Толочкова И.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 1)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640 "О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и исходя из объемов государственных услуг, утвержденных государственным заданием.
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.16. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.16. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2024 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"В свою очередь, пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии, в частности, бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"В свою очередь, пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии, в частности, бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Статья: Принимаем меры к недисциплинированным работникам
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)3. Разумность. Срок для выполнения задания (поручения) должен быть разумным, т.е. предполагать, что работник при должной осмотрительности сможет исполнить порученное в установленный срок. В нашей практике был случай, когда слишком энергичный руководитель поручил работнику составить описи архивных материалов отдела за 2 года. Это было около 300 папок формата A4, в каждой папке порядка 150 - 200 документов. Описи должны были быть составлены, распечатаны и подшиты в папки за 2 недели (10 рабочих дней). Даже без обращения к нормативам трудозатрат в этой сфере <4> можно сказать, что задание было изначально невыполнимо в обозначенный срок.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)3. Разумность. Срок для выполнения задания (поручения) должен быть разумным, т.е. предполагать, что работник при должной осмотрительности сможет исполнить порученное в установленный срок. В нашей практике был случай, когда слишком энергичный руководитель поручил работнику составить описи архивных материалов отдела за 2 года. Это было около 300 папок формата A4, в каждой папке порядка 150 - 200 документов. Описи должны были быть составлены, распечатаны и подшиты в папки за 2 недели (10 рабочих дней). Даже без обращения к нормативам трудозатрат в этой сфере <4> можно сказать, что задание было изначально невыполнимо в обозначенный срок.
Готовое решение: Какой порядок изменения типа учреждения на казенное, бюджетное, автономное
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
Статья: Учет затрат на асфальтировку территорий в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 19)Перечень затрат, которые на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим объектам учета сразу отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и относятся на финансовый результат текущего финансового года, устанавливается учетной политикой учреждения, если порядок формирования госзадания (расчета нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость государственных услуг.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 19)Перечень затрат, которые на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим объектам учета сразу отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" и относятся на финансовый результат текущего финансового года, устанавливается учетной политикой учреждения, если порядок формирования госзадания (расчета нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость государственных услуг.
Статья: Расчет нормативных затрат в образовательных учреждениях в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими госзадания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и на содержание государственного (муниципального) имущества.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими госзадания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и на содержание государственного (муниципального) имущества.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказ Минпросвещения от 22.09.2021 N 662 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг, определяемые с соблюдением общих требований, утв. данным документом, применяются при расчете объема субсидии начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на 2022 и на плановый период 2023 и 2024);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказ Минпросвещения от 22.09.2021 N 662 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг, определяемые с соблюдением общих требований, утв. данным документом, применяются при расчете объема субсидии начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на 2022 и на плановый период 2023 и 2024);
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)2. Рассчитываем норматив выполнения государственного задания по учреждению по формуле:
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)2. Рассчитываем норматив выполнения государственного задания по учреждению по формуле: