Просрочка доставки груза железнодорожным транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Просрочка доставки груза железнодорожным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 330 ГК РФ "Понятие неустойки"2.7.3.2. При расчете пеней за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом НДС не учитывается (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: При расчете пеней за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом НДС не учитывается
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5328/12 по делу N А40-51561/11-61-356
Применимые нормы: п. 1 ст. 330 ГК РФ, ст. 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗПозиция ВАС РФ: При расчете пеней за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом НДС не учитывается
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5328/12 по делу N А40-51561/11-61-356
Применимые нормы: п. 1 ст. 330 ГК РФ, ст. 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗПозиция ВАС РФ: При расчете пеней за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом НДС не учитывается
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое договорная и законная неустойка и как они соотносятся
(КонсультантПлюс, 2025)периодически начисляемых платежей (пеней). Например, пени предусмотрены за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом (ст. 97 УЖТ РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)периодически начисляемых платежей (пеней). Например, пени предусмотрены за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом (ст. 97 УЖТ РФ).
Статья: Основные модели реализации требований солидарных кредиторов
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Хотя вышеуказанная логика не всегда находит буквальное отражение в судебных актах российских судов, нельзя не отметить, что реализуемый ими концепт единого требования, принадлежащего нескольким лицам, вполне может ее реконструировать. Например, в одном из дел утверждалось, что удовлетворение дважды требования о взыскании неустойки, предусмотренной Уставом железнодорожного транспорта за нарушение перевозчиком сроков доставки груза, не допускается, поскольку перевозчик не может быть привлечен к ответственности дважды <17>. По-видимому, Арбитражный суд Северо-Западного округа, с одной стороны, стремился предотвратить риск двойного возмещения, а с другой - косвенно, но все же пытался устранить последующие судебные разбирательства, где заново исследовался бы вопрос об ответственности перевозчика.
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Хотя вышеуказанная логика не всегда находит буквальное отражение в судебных актах российских судов, нельзя не отметить, что реализуемый ими концепт единого требования, принадлежащего нескольким лицам, вполне может ее реконструировать. Например, в одном из дел утверждалось, что удовлетворение дважды требования о взыскании неустойки, предусмотренной Уставом железнодорожного транспорта за нарушение перевозчиком сроков доставки груза, не допускается, поскольку перевозчик не может быть привлечен к ответственности дважды <17>. По-видимому, Арбитражный суд Северо-Западного округа, с одной стороны, стремился предотвратить риск двойного возмещения, а с другой - косвенно, но все же пытался устранить последующие судебные разбирательства, где заново исследовался бы вопрос об ответственности перевозчика.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 97. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 97. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Доказательствами, подтверждающими факт просрочки доставки груза при перевозке железнодорожным транспортом, являются соответствующая отметка в транспортной железнодорожной накладной в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции назначения", памятка приемосдатчика или ведомость подачи и уборки вагонов, другие документы, подтверждающие фактический срок доставки.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Доказательствами, подтверждающими факт просрочки доставки груза при перевозке железнодорожным транспортом, являются соответствующая отметка в транспортной железнодорожной накладной в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции назначения", памятка приемосдатчика или ведомость подачи и уборки вагонов, другие документы, подтверждающие фактический срок доставки.
Статья: Законная неустойка за просрочку доставки грузов и порожних вагонов
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В статье анализируется нормативно-правовое регулирование ответственности железнодорожного перевозчика за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов. Автор приходит к выводу о том, что установленный законодателем размер пени за просрочку доставки грузов завышен и не учитывает текущие реалии функционирования железнодорожного транспорта. В доктрине и законодательстве не выработаны единые подходы к определению и пересмотру размера законной неустойки. При отсутствии четких и прозрачных критериев снижения пени ввиду ее несоразмерности возможным убыткам грузоотправителей и грузополучателей, у судов нет единого подхода к решению данного вопроса. Сформулированы предложения по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в части пересмотра неустойки за просрочку доставки грузов и порожних вагонов.
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В статье анализируется нормативно-правовое регулирование ответственности железнодорожного перевозчика за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов. Автор приходит к выводу о том, что установленный законодателем размер пени за просрочку доставки грузов завышен и не учитывает текущие реалии функционирования железнодорожного транспорта. В доктрине и законодательстве не выработаны единые подходы к определению и пересмотру размера законной неустойки. При отсутствии четких и прозрачных критериев снижения пени ввиду ее несоразмерности возможным убыткам грузоотправителей и грузополучателей, у судов нет единого подхода к решению данного вопроса. Сформулированы предложения по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в части пересмотра неустойки за просрочку доставки грузов и порожних вагонов.