ПрокурОрский надзор за законностью нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор за законностью нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<6> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_456411/ (дата обращения: 21.03.2025).
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<6> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_456411/ (дата обращения: 21.03.2025).
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)1. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых по вопросам, затрагивающим права несовершеннолетних.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)1. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых по вопросам, затрагивающим права несовершеннолетних.
Нормативные акты
"Методические рекомендации о порядке проведения надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства"При выборе форм реагирования следует руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (в редакции приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.05.2023 N 354), от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве".
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)При проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Муромская городская прокуратура руководствуется Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" <5>, а также Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6>.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)При проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Муромская городская прокуратура руководствуется Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" <5>, а также Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6>.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<13> См. Приказы Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (утр. силу) и от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (утр. силу).
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов об избирательных правах граждан, определяются в соответствии с целями деятельности органов прокуратуры, установленными п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", а также определяются указаниями Генерального прокурора РФ, которые издаются, как правило, накануне проведения соответствующих избирательных кампаний <10>.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов об избирательных правах граждан, определяются в соответствии с целями деятельности органов прокуратуры, установленными п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", а также определяются указаниями Генерального прокурора РФ, которые издаются, как правило, накануне проведения соответствующих избирательных кампаний <10>.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления "безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд" <4>. В целом прокуроры ориентированы "при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд" <5>.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления "безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд" <4>. В целом прокуроры ориентированы "при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд" <5>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Существенное значение для эффективности осуществления прокурорскими работниками правотворческой деятельности имеют приказы, которые приняты Генеральным прокурором РФ в период 2007 - 2009 гг. (от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 24 ноября 2008 г. N 243 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления", от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов").
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Существенное значение для эффективности осуществления прокурорскими работниками правотворческой деятельности имеют приказы, которые приняты Генеральным прокурором РФ в период 2007 - 2009 гг. (от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 24 ноября 2008 г. N 243 "Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления", от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов").
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<7> См., например: п. 2.1 Приказа Генерального прокурора России от 2 октября 2007 г. N 155 (ред. от 20 февраля 2020 г.) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<7> См., например: п. 2.1 Приказа Генерального прокурора России от 2 октября 2007 г. N 155 (ред. от 20 февраля 2020 г.) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" аналогичным образом ориентирует прокуроров на устранение выявленных нарушений закона до обращения в юрисдикционный орган. Прокурорам предписано безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом обращаться с заявлениями в суд (абз. 2, 3 п. 2.1).
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" аналогичным образом ориентирует прокуроров на устранение выявленных нарушений закона до обращения в юрисдикционный орган. Прокурорам предписано безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом обращаться с заявлениями в суд (абз. 2, 3 п. 2.1).
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Аналогичные положения были продублированы в Приказе Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", предусматривающем обязанность по безотлагательному реагированию прокуроров на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом было необходимо обращаться с заявлениями в суд (п. 2.2).
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Аналогичные положения были продублированы в Приказе Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", предусматривающем обязанность по безотлагательному реагированию прокуроров на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом было необходимо обращаться с заявлениями в суд (п. 2.2).