Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства

Подборка наиболее важных документов по запросу Органы исполнительной власти уполномоченные давать разъяснения законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 N 18АП-10238/2021 по делу N А07-7728/2020
Требование: О признании незаконными действий таможенного органа по списанию денежных средств со счета АО, обязании возместить причиненный ущерб.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Из разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", следует, что начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 28.12.2021 по делу N 33а-3002/2021
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогоплательщика: Об обязании произвести перерасчет земельного налога.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком незаконно отказано в удовлетворении заявления о перерасчете земельного налога.
Решение: Отказано.
Кроме того, указанное письмо ФНС России не носит обязывающего характера, поскольку основано на письме Минэкономразвития России от 11.10.2017 N Д23и-5890, где изложена правовая позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России и содержится оговорка, согласно которой в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать правовую оценку действиям государственных регистраторов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Кто вправе заниматься официальным толкованием нормативно-правовых актов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
На практике в РФ разъяснения к нормативно-правовым актам в рамках своей компетенции также дают, к примеру, Правительство РФ, отдельные министерства и ведомства, Центральная избирательная комиссия и др. Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. Таким образом, орган государственной власти может только высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителя (см., напр., Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2019 N Д22и-17463, Письмо Минстроя России от 27.04.2018 N 19369-НС/07, в котором указано, что в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
(постатейный)
(Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
К органам исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения законодательства по вопросам социального обеспечения, относятся: Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.