Продажа муниципального имущества находящегося в хозяйственном ведении
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа муниципального имущества находящегося в хозяйственном ведении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа имущества унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Сделка по продаже унитарным предприятием недвижимости, совершенная с согласия собственника, не признается недействительной как притворная и направленная на обход правил продажи государственного (муниципального) имущества, даже если она совершена вскоре после передачи этого имущества в хозяйственное ведение предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Сделка по продаже унитарным предприятием недвижимости, совершенная с согласия собственника, не признается недействительной как притворная и направленная на обход правил продажи государственного (муниципального) имущества, даже если она совершена вскоре после передачи этого имущества в хозяйственное ведение предприятия
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача имущества в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением администрации... на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием... закреплено недвижимое имущество...
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением администрации... на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием... закреплено недвижимое имущество...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)При этом Бюджетным кодексом не установлены особенности в части зачисления средств от продажи имущества указанных предприятий в зависимости от вида данного имущества. В связи с чем в Письме отмечалось, что доходы от продажи имущества, находящегося у государственного (муниципального) унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, поступают в самостоятельное распоряжение данных предприятий.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)При этом Бюджетным кодексом не установлены особенности в части зачисления средств от продажи имущества указанных предприятий в зависимости от вида данного имущества. В связи с чем в Письме отмечалось, что доходы от продажи имущества, находящегося у государственного (муниципального) унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, поступают в самостоятельное распоряжение данных предприятий.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"В.П. Балябина указывает на то, что договор купли-продажи был заключен с нею с соблюдением Положения "О порядке продажи недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения" (утверждено решением Пензенской городской Думы от 28 апреля 2006 года N 357-22/4), предусматривающего продажу муниципальными унитарными предприятиями указанного недвижимого имущества на аукционе или на конкурсе при наличии согласия УМИ города Пензы, а Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" к возникшим отношениям неприменим.
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"В.П. Балябина указывает на то, что договор купли-продажи был заключен с нею с соблюдением Положения "О порядке продажи недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения" (утверждено решением Пензенской городской Думы от 28 апреля 2006 года N 357-22/4), предусматривающего продажу муниципальными унитарными предприятиями указанного недвижимого имущества на аукционе или на конкурсе при наличии согласия УМИ города Пензы, а Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" к возникшим отношениям неприменим.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)7. Проводятся торги по продаже имущества. По мнению ФАС, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного ст. 20 названного Закона, и влечет последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества (Письмо ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 "Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления"). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем при реализации имущества провести торги либо получить согласие на совершение сделки по продаже без торгов.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)7. Проводятся торги по продаже имущества. По мнению ФАС, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного ст. 20 названного Закона, и влечет последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества (Письмо ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 "Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления"). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем при реализации имущества провести торги либо получить согласие на совершение сделки по продаже без торгов.
Справка: Особенности использования права хозяйственного ведения
(КонсультантПлюс, 2025)Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
Вопрос: Вправе ли организация приватизировать земельный участок, на котором расположен ее объект и объект муниципальной собственности?
(Консультация эксперта, 2024)Рассмотрим другую ситуацию: муниципальный объект на неделимом участке не передан в хозяйственное ведение или оперативное управление.
(Консультация эксперта, 2024)Рассмотрим другую ситуацию: муниципальный объект на неделимом участке не передан в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Статья: Злоупотребление правами (недобросовестность) при проведении торгов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Второй весомой особенностью следует отметить, что отчуждать какими-либо способами данное имущество субъекты имеют право только при наличии согласия органа управления имуществом. Так, в частности, субъект хозяйствования не вправе продавать имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника (ч. 2 ст. 295 ГК РФ).
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Второй весомой особенностью следует отметить, что отчуждать какими-либо способами данное имущество субъекты имеют право только при наличии согласия органа управления имуществом. Так, в частности, субъект хозяйствования не вправе продавать имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника (ч. 2 ст. 295 ГК РФ).
Вопрос: Об отражении в бюджетном учете расходов (уменьшения доходов) текущего финансового года, произведенных в рамках реализации бюджетных инвестиций (вложений) унитарному предприятию.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 02-06-08/36137)Положениями статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результатом осуществления бюджетных инвестиций или предоставления субсидий государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности является в том числе увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве хозяйственного ведения у этих предприятий, а также увеличение уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 02-06-08/36137)Положениями статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результатом осуществления бюджетных инвестиций или предоставления субсидий государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности является в том числе увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве хозяйственного ведения у этих предприятий, а также увеличение уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Статья: Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 4)- Подлежат ли реализации в процедуре конкурсного производства государственного или муниципального предприятия объекты теплоснабжения (котельные, тепловые и газовые сети), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо находящиеся в собственности предприятия?
("Арбитражный управляющий", 2024, N 4)- Подлежат ли реализации в процедуре конкурсного производства государственного или муниципального предприятия объекты теплоснабжения (котельные, тепловые и газовые сети), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо находящиеся в собственности предприятия?
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Право хозяйственного ведения производно от права собственности. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (РФ или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения являются те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Право хозяйственного ведения производно от права собственности. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (РФ или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения являются те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.
Вопрос: О продаже имущества федерального государственного унитарного предприятия.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 28-01-10/5493)Действие Закона о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подпункт 9 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации).
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 28-01-10/5493)Действие Закона о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подпункт 9 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации).
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Понятия публичной, частной собственности, республиканской и муниципальной собственности предлагается исключить.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Понятия публичной, частной собственности, республиканской и муниципальной собственности предлагается исключить.
Вопрос: О налоге на прибыль при перечислении унитарным предприятием в бюджет муниципального образования средств от сдачи в аренду имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)В силу пункта 4 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ для доходов от реализации.
(Письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10888)В силу пункта 4 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 НК РФ для доходов от реализации.