Продажа имущества субъекта естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества субъекта естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что свобода создания и ликвидации юридических лиц, свобода движения капитала и иные свободы экономической деятельности не могут быть абсолютными, особенно в контексте концепции устойчивого развития. Безусловно, данный тезис получает свое развитие в позитивном праве. Например, учет экономических характеристик (показателей) юридических лиц в связи с прекращением их деятельности наглядно прослеживается в Законе о несостоятельности (банкротстве) (гл. 9) <1>, где предусмотрены особые правовые режимы банкротства отдельных категорий юридических лиц (градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков). В отношении данных категорий должников предусматриваются "специальные нормы" относительно сроков и сумм задолженности, а также учитывается значимость юридического лица в экономике отдельного населенного пункта или всего государства. В целях обеспечения устойчивости экономики при банкротстве данных категорий должников могут участвовать специальные лица, чьи интересы могут быть затронуты (например, орган местного самоуправления при банкротстве градообразующей организации), предусматриваются меры по предупреждению банкротства (например, применительно к стратегическим предприятиям и организациям), особенности продажи имущества, на базе которого осуществляется экономическая деятельность (например, продажа имущества сельскохозяйственных организаций, субъектов естественных монополий), и т.д. Однако подобные примеры являются спонтанными, спорадическими.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)При продаже имущества, составляющего единый технологический комплекс субъекта естественной монополии, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования имеют особые права. Так, если имущество продается в ходе внешнего управления, уполномоченные органы, действующие от имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, имеют право приостанавливать реализацию имущества на срок до 3 месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии. Кроме того, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения такого имущества.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)При продаже имущества, составляющего единый технологический комплекс субъекта естественной монополии, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования имеют особые права. Так, если имущество продается в ходе внешнего управления, уполномоченные органы, действующие от имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, имеют право приостанавливать реализацию имущества на срок до 3 месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии. Кроме того, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения такого имущества.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 201. Продажа имущества должника - субъекта естественной монополии
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 201. Продажа имущества должника - субъекта естественной монополии
"Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением"
(утв. ФАС России)- установление единого порядка проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав;
(утв. ФАС России)- установление единого порядка проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав;
Статья: Преимущественное право и торги: новая реальность
(Галин К.)
("Закон", 2023, N 7)Аналогичного подхода к определению рыночной цены имущества именно на торгах придерживается в отдельных случаях и законодатель, устанавливая в Законе о банкротстве <3> специальные правила осуществления преимущественных прав специальными субъектами, например, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий <4>. В двух последних случаях право преимущественной покупки имеет Российская Федерация. Возможно, такой подход законодателя направлен, помимо прочего, на снижение риска злоупотреблений при проведении оценки начальной стоимости имущества.
(Галин К.)
("Закон", 2023, N 7)Аналогичного подхода к определению рыночной цены имущества именно на торгах придерживается в отдельных случаях и законодатель, устанавливая в Законе о банкротстве <3> специальные правила осуществления преимущественных прав специальными субъектами, например, при продаже имущества сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий <4>. В двух последних случаях право преимущественной покупки имеет Российская Федерация. Возможно, такой подход законодателя направлен, помимо прочего, на снижение риска злоупотреблений при проведении оценки начальной стоимости имущества.
Вопрос: Мусоросортировочный завод (ООО) продает одно из принадлежащих ему ОС, балансовая стоимость которого превышает 10% стоимости собственного капитала ООО. Относится ли завод к субъекту естественной монополии, который обязан получить согласие на проведение такого рода сделки от соответствующего органа регулирования?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Мусоросортировочный завод (ООО) продает одно из принадлежащих ему зданий (цех с оборудованием), учитываемых на балансе в качестве основных средств. При этом балансовая стоимость данного имущества превышает 10% стоимости собственного капитала ООО по последнему утвержденному балансу. Никакие иные виды деятельности, кроме сортировки мусора, организация не осуществляет.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Мусоросортировочный завод (ООО) продает одно из принадлежащих ему зданий (цех с оборудованием), учитываемых на балансе в качестве основных средств. При этом балансовая стоимость данного имущества превышает 10% стоимости собственного капитала ООО по последнему утвержденному балансу. Никакие иные виды деятельности, кроме сортировки мусора, организация не осуществляет.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Закрепление статуса государства как непосредственного (активного) участника отношений несостоятельности (банкротства) характерно для процесса несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников, имеющих важное значение для общества и государства. В частности, государство уделяет значительное внимание поддержке стратегических и градообразующих предприятий. Стремясь не допустить их банкротства, устанавливая более высокие критерии и признаки банкротства, публичная власть поддерживает также субъектов естественных монополий и сельскохозяйственные предприятия, так как их деятельность важна для всего общества в целом.
Готовое решение: Как заключить договор на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)закупка товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, к ним относятся госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)закупка товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, к ним относятся госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);