Признание недействительным акта органа местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание недействительным акта органа местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Досрочный возврат займа
(КонсультантПлюс, 2025)...Погашение задолженности по договору займа не относится к сделкам или актам государственного органа или органа местного самоуправления, возможность признания которых недействительными (незаконными) предусмотрена гражданским законодательствам (статья 12 ГК РФ) в качестве способов защиты гражданских прав.
(КонсультантПлюс, 2025)...Погашение задолженности по договору займа не относится к сделкам или актам государственного органа или органа местного самоуправления, возможность признания которых недействительными (незаконными) предусмотрена гражданским законодательствам (статья 12 ГК РФ) в качестве способов защиты гражданских прав.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 174 "Решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия" АПК РФ"Глава 24 АПК РФ не содержит изъятий относительно возможности применения положений части 4 статьи 174 АПК РФ о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личные неимущественные права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты личных неимущественных прав являются в том числе: признание этих прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих условия его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, а также иные способы, предусмотренные законом, например опровержение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты личных неимущественных прав являются в том числе: признание этих прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих условия его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, а также иные способы, предусмотренные законом, например опровержение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья: Форма защиты права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Возможность оспаривания актов ООиП подразумевается в абз. 2 п. 1 ст. 35 "Опекуны и попечители" части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <100>), предусматривающем, что назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Данное положение основано на более общих гражданско-правовых нормах: статья 12 части первой ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; в части 1 ст. 13 части первой ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными; частью 2 указанной статьи установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 части первой ГК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Возможность оспаривания актов ООиП подразумевается в абз. 2 п. 1 ст. 35 "Опекуны и попечители" части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <100>), предусматривающем, что назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Данное положение основано на более общих гражданско-правовых нормах: статья 12 части первой ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; в части 1 ст. 13 части первой ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными; частью 2 указанной статьи установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 части первой ГК РФ.
Статья: Гражданско-правовые формы охранительных отношений
(Кархалев Д.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)По результату действия все меры защиты подразделяются на восстановительные (присуждение к исполнению обязанности, виндикация, кондикция, реституция и др.), пресекательные (негаторный иск, запрещение выпуска произведения в свет и др.) и меры, направленные на признание права (или факта) (признание сделки недействительной, признание недействительными актов государственных органов или органов местного самоуправления и др.).
(Кархалев Д.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 1)По результату действия все меры защиты подразделяются на восстановительные (присуждение к исполнению обязанности, виндикация, кондикция, реституция и др.), пресекательные (негаторный иск, запрещение выпуска произведения в свет и др.) и меры, направленные на признание права (или факта) (признание сделки недействительной, признание недействительными актов государственных органов или органов местного самоуправления и др.).
Статья: Взаимодействие частного и публичного права на примере административно- и гражданско-правовых способов защиты
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Ключевые слова: возмещение убытков; компенсация; оспаривание нормативных правовых актов; оспаривание решений, действий (бездействия); признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим; способы защиты прав.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Ключевые слова: возмещение убытков; компенсация; оспаривание нормативных правовых актов; оспаривание решений, действий (бездействия); признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим; способы защиты прав.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Обязательственно-правовые способы защиты нацелены на изменение именно поведения определенного субъекта, который состоит с собственником в обязательственных правоотношениях и его поведение отличается от того, о котором договорились стороны в соглашении. Итак, к способам защиты права собственности относят также и обязательственные способы защиты: о возмещении вреда; о возмещении убытков; о возврате неосновательно полученного имущества; о возврате вещей, представленных в пользование по договору <95>, а также иски, направленные на признание сделок недействительными или применение последствий их недействительности, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления <96>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)Обязательственно-правовые способы защиты нацелены на изменение именно поведения определенного субъекта, который состоит с собственником в обязательственных правоотношениях и его поведение отличается от того, о котором договорились стороны в соглашении. Итак, к способам защиты права собственности относят также и обязательственные способы защиты: о возмещении вреда; о возмещении убытков; о возврате неосновательно полученного имущества; о возврате вещей, представленных в пользование по договору <95>, а также иски, направленные на признание сделок недействительными или применение последствий их недействительности, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления <96>.
Статья: Понятие, принципы и способы защиты соседского права
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)К иным способам защиты соседских прав могут быть отнесены иски о компенсации морального вреда (ст. 1099 ГК РФ), отказ в защите принадлежащего соседу права (п. 2 ст. 10 ГК РФ) посредством признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, который не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы <28>, и другие.
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)К иным способам защиты соседских прав могут быть отнесены иски о компенсации морального вреда (ст. 1099 ГК РФ), отказ в защите принадлежащего соседу права (п. 2 ст. 10 ГК РФ) посредством признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, который не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы <28>, и другие.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон РСФСР об арбитражном суде от 4 июля 1991 г., напротив, закреплял коллегиальность разрешения споров в качестве основного принципа деятельности арбитражного суда <1>. Впервые принятый АПК РФ 1992 г., сохраняя эту тенденцию, в качестве общего правила устанавливал коллегиальность рассмотрения дел в составе трех судей, за исключением дел, цена иска по которым не превышала определенных сумм <2>. Однако принятые в 1995 г. ФКЗ об арбитражных судах и АПК РФ принцип коллегиальности не декларировали. Наоборот, в АПК РФ 1995 г. было сформулировано общее правило о единоличном рассмотрении дел. В соответствии со ст. 14 дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматривались коллегиально. По решению председателя суда любое дело могло быть рассмотрено коллегиально. Интересно, что в отличие от правил действующего АПК не было сформулировано условие "сложности дела" для принятия решения о коллегиальном рассмотрении. Исходя из этого, председатель мог принять решение о коллегиальном рассмотрении, например, не сложного, но общественно резонансного дела. Некоторые авторы указывают на возможность расширительного толкования понятия "сложность дела", включая в него и большое количество лиц, участвующих в деле, и большой общественный резонанс <3>. Примечательно, что в то же самое время был начат эксперимент по привлечению к участию в правосудии арбитражных заседателей. Введенный эксперимент поначалу вызвал определенный энтузиазм. Звучали даже предложения о привлечении арбитражных заседателей к разрешению дел не только в первой, но и в апелляционной инстанции по делам, рассмотренным с их участием <4>. Итогом эксперимента стало включение норм об их участии в рассмотрении дел в действующий АПК РФ 2002 г. Если первоначальная редакция ст. 19 АПК РФ предусматривала, что арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции, то внесенные в 2010 г. изменения установили, что арбитражные заседатели лишь могут быть привлечены к участию в рассмотрении дела, да и то только в случае, если ходатайствующая об этом сторона обоснует особую сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний. По всей видимости, основной причиной этого стала необходимость борьбы со злоупотреблениями при реализации права на рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей <5>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон РСФСР об арбитражном суде от 4 июля 1991 г., напротив, закреплял коллегиальность разрешения споров в качестве основного принципа деятельности арбитражного суда <1>. Впервые принятый АПК РФ 1992 г., сохраняя эту тенденцию, в качестве общего правила устанавливал коллегиальность рассмотрения дел в составе трех судей, за исключением дел, цена иска по которым не превышала определенных сумм <2>. Однако принятые в 1995 г. ФКЗ об арбитражных судах и АПК РФ принцип коллегиальности не декларировали. Наоборот, в АПК РФ 1995 г. было сформулировано общее правило о единоличном рассмотрении дел. В соответствии со ст. 14 дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматривались коллегиально. По решению председателя суда любое дело могло быть рассмотрено коллегиально. Интересно, что в отличие от правил действующего АПК не было сформулировано условие "сложности дела" для принятия решения о коллегиальном рассмотрении. Исходя из этого, председатель мог принять решение о коллегиальном рассмотрении, например, не сложного, но общественно резонансного дела. Некоторые авторы указывают на возможность расширительного толкования понятия "сложность дела", включая в него и большое количество лиц, участвующих в деле, и большой общественный резонанс <3>. Примечательно, что в то же самое время был начат эксперимент по привлечению к участию в правосудии арбитражных заседателей. Введенный эксперимент поначалу вызвал определенный энтузиазм. Звучали даже предложения о привлечении арбитражных заседателей к разрешению дел не только в первой, но и в апелляционной инстанции по делам, рассмотренным с их участием <4>. Итогом эксперимента стало включение норм об их участии в рассмотрении дел в действующий АПК РФ 2002 г. Если первоначальная редакция ст. 19 АПК РФ предусматривала, что арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции, то внесенные в 2010 г. изменения установили, что арбитражные заседатели лишь могут быть привлечены к участию в рассмотрении дела, да и то только в случае, если ходатайствующая об этом сторона обоснует особую сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний. По всей видимости, основной причиной этого стала необходимость борьбы со злоупотреблениями при реализации права на рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей <5>.
Статья: Спор о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Несмотря на то, что одним из исковых требований является требование о признании незаконным отказа муниципального органа в заключении договора приватизации, данная категория споров рассматривается в порядке гражданского судопроизводства согласно нормам ГПК РФ, а не КАС РФ. Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых повлекло к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Несмотря на то, что одним из исковых требований является требование о признании незаконным отказа муниципального органа в заключении договора приватизации, данная категория споров рассматривается в порядке гражданского судопроизводства согласно нормам ГПК РФ, а не КАС РФ. Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых повлекло к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;