Признается злоупотреблением доминирующим положением
Подборка наиболее важных документов по запросу Признается злоупотреблением доминирующим положением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Антимонопольный орган вменил злоупотребление доминирующим положением
(КонсультантПлюс, 2025)1. Антимонопольный орган вменил злоупотребление доминирующим положением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Статья: Заключения экспертов (специалистов) в практике ведомственной апелляции ФАС России и иных делах, рассматриваемых антимонопольным органом
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)В данном деле коллегиальный орган рассматривал жалобу общества на решение и предписание территориального органа ФАС России, которым общество было признано злоупотребившим доминирующим положением (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
(Крюков А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)В данном деле коллегиальный орган рассматривал жалобу общества на решение и предписание территориального органа ФАС России, которым общество было признано злоупотребившим доминирующим положением (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)ФАС России также признала виновным в злоупотреблении доминирующим положением Системного оператора, вина которого, по мнению ФАС России, состояла в неосуществлении добросовестного мониторинга генерирующего оборудования Энергоблока и его внеочередной аттестации незамедлительно после аварии. Такой вывод ФАС России сделала, несмотря на пояснения Системного оператора о том, что действующее электроэнергетическое законодательство РФ не предусматривает выполнение такой процедуры мониторинга (внеочередной аттестации) в отношении оборудования, находящегося в аварийном ремонте.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)ФАС России также признала виновным в злоупотреблении доминирующим положением Системного оператора, вина которого, по мнению ФАС России, состояла в неосуществлении добросовестного мониторинга генерирующего оборудования Энергоблока и его внеочередной аттестации незамедлительно после аварии. Такой вывод ФАС России сделала, несмотря на пояснения Системного оператора о том, что действующее электроэнергетическое законодательство РФ не предусматривает выполнение такой процедуры мониторинга (внеочередной аттестации) в отношении оборудования, находящегося в аварийном ремонте.
Статья: Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Как следует из диспозиций ч. 1 и 2 ст. 14.31 КоАП, административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 КоАП, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 КоАП.
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Как следует из диспозиций ч. 1 и 2 ст. 14.31 КоАП, административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 КоАП, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 КоАП.
Статья: Конституционная модель власти в Российской Федерации как фактор ограничения политической конкуренции
(Галстян Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Здесь можно провести параллель с экономической конкуренцией. В экономике положение субъекта, чья доля на рынке по общему правилу составляет более 50% <17>, признается доминирующим. При этом категория доминирующего положения в политике конституционалистами используется редко, поскольку в науке не определены в полной мере критерии, составляющие правовое содержание данного феномена. Важно отметить, что получение доминирующего положения еще не является нарушением правил конкурентной борьбы и не исключает конкуренцию (т.е. не является монополией), поскольку такой субъект не занимает рынок безраздельно <18>. Монополистической деятельностью, в частности, признается злоупотребление этим доминирующим положением <19>, выраженное в различных формах.
(Галстян Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Здесь можно провести параллель с экономической конкуренцией. В экономике положение субъекта, чья доля на рынке по общему правилу составляет более 50% <17>, признается доминирующим. При этом категория доминирующего положения в политике конституционалистами используется редко, поскольку в науке не определены в полной мере критерии, составляющие правовое содержание данного феномена. Важно отметить, что получение доминирующего положения еще не является нарушением правил конкурентной борьбы и не исключает конкуренцию (т.е. не является монополией), поскольку такой субъект не занимает рынок безраздельно <18>. Монополистической деятельностью, в частности, признается злоупотребление этим доминирующим положением <19>, выраженное в различных формах.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Статья: Практические проблемы применения правил о размещении телекоммуникационного оборудования в многоквартирных домах в условиях конкуренции на товарных рынках Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 4)Оператор связи обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия управляющей компании, которые выразились в препятствовании доступу к оборудованию, размещенному в многоквартирных домах, находящихся под ее управлением. По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение, которым на основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" управляющая компания признана допустившей злоупотребление доминирующим положением на соответствующем рынке.
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 4)Оператор связи обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия управляющей компании, которые выразились в препятствовании доступу к оборудованию, размещенному в многоквартирных домах, находящихся под ее управлением. По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение, которым на основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" управляющая компания признана допустившей злоупотребление доминирующим положением на соответствующем рынке.
Статья: О недопустимости формализма, превращающего материальный состав в формальный
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Напомним, что в данной норме предусмотрена ответственность за "совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации...".
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Напомним, что в данной норме предусмотрена ответственность за "совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации...".
Статья: Китайский подход по противодействию антиконкурентным соглашениям и злоупотреблению доминирующим положением платформ электронной коммерции
(Алексеенко А.П.)
("Юрист", 2021, N 8)Таким образом, КНР разработала четкие критерии, способствующие выявлению антиконкурентных соглашений и злоупотреблений платформ электронной коммерции доминирующим положением на рынке. ФАС России, а также отечественному законодателю можно рекомендовать учесть опыт Китая при подготовке нормативных актов и законодательства, касающихся цифровых платформ. Поэтому, во-первых, необходимо закрепить понятие платформы электронной коммерции. Во-вторых, при определении доминирующего положения платформы электронной коммерции следует учитывать ее возможность влиять на рынок. В-третьих, ограничение занимающей доминирующее положение платформой электронной коммерции трафика внутриплатформенного бизнеса, его доступа к данным и иные ограничения, влияющие на возможность заключения сделок, целесообразно признать разновидностями злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В-четвертых, определить, что ограничивающие конкуренцию соглашения могут совершаться без непосредственного участия хозяйствующих субъектов, а только лишь посредством использования ими ценовых алгоритмов.
(Алексеенко А.П.)
("Юрист", 2021, N 8)Таким образом, КНР разработала четкие критерии, способствующие выявлению антиконкурентных соглашений и злоупотреблений платформ электронной коммерции доминирующим положением на рынке. ФАС России, а также отечественному законодателю можно рекомендовать учесть опыт Китая при подготовке нормативных актов и законодательства, касающихся цифровых платформ. Поэтому, во-первых, необходимо закрепить понятие платформы электронной коммерции. Во-вторых, при определении доминирующего положения платформы электронной коммерции следует учитывать ее возможность влиять на рынок. В-третьих, ограничение занимающей доминирующее положение платформой электронной коммерции трафика внутриплатформенного бизнеса, его доступа к данным и иные ограничения, влияющие на возможность заключения сделок, целесообразно признать разновидностями злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В-четвертых, определить, что ограничивающие конкуренцию соглашения могут совершаться без непосредственного участия хозяйствующих субъектов, а только лишь посредством использования ими ценовых алгоритмов.
Статья: Долгий путь к эффективной уголовно-правовой защите конкуренции в современной России: 30 лет реформ
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)Новая редакция ст. 178 УК РФ достаточно четко определила перечень наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства, отнеся к ним некоторые действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением (и одновременно ограничив применение уголовного закона в их отношении признаком неоднократности <48>), а также нарушение запретов, установленных ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции в действовавшей на тот момент редакции (ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, а также ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России).
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)Новая редакция ст. 178 УК РФ достаточно четко определила перечень наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства, отнеся к ним некоторые действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением (и одновременно ограничив применение уголовного закона в их отношении признаком неоднократности <48>), а также нарушение запретов, установленных ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции в действовавшей на тот момент редакции (ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, а также ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России).