Приватизация земельного участка занятого оленьими пастбищами
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка занятого оленьими пастбищами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Согласно п. 6 комментируемой статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882; 2004. N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 30. Ст. 3098; 2008. N 20. Ст. 2251; N 49. Ст. 5748; 2009. N 19. Ст. 2283; 2011. N 1. Ст. 32, 47; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; 2013. N 23. Ст. 2866; N 49. Ст. 6328; N 52. Ст. 7011). Так, п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона определены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Также предусмотрено, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. При этом необходимо обратить внимание на уточнение Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4287) перечня земельных участков, на которые не распространяется действие Закона N 101-ФЗ. Так, в этот перечень не вошли земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, поскольку в принципе предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также земельные участки, предназначенные для ведения животноводства. Земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, заменены садовыми земельными участками, поскольку деятельность по ведению садоводства не ограничивается Законом N 66-ФЗ, а также является видом деятельности по сельскохозяйственному производству <1>. Соответственно, оборот земельных участков, предоставленных для такого вида деятельности, также должен регулироваться Законом N 101-ФЗ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Проспект", 2017)Согласно п. 6 комментируемой статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882; 2004. N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 30. Ст. 3098; 2008. N 20. Ст. 2251; N 49. Ст. 5748; 2009. N 19. Ст. 2283; 2011. N 1. Ст. 32, 47; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; 2013. N 23. Ст. 2866; N 49. Ст. 6328; N 52. Ст. 7011). Так, п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона определены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Также предусмотрено, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. При этом необходимо обратить внимание на уточнение Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4287) перечня земельных участков, на которые не распространяется действие Закона N 101-ФЗ. Так, в этот перечень не вошли земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, поскольку в принципе предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также земельные участки, предназначенные для ведения животноводства. Земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, заменены садовыми земельными участками, поскольку деятельность по ведению садоводства не ограничивается Законом N 66-ФЗ, а также является видом деятельности по сельскохозяйственному производству <1>. Соответственно, оборот земельных участков, предоставленных для такого вида деятельности, также должен регулироваться Законом N 101-ФЗ.
"Комментарий к Федеральному закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
(постатейный)
(Лончакова Е.Г., Щербаков В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Непосредственно сам Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрел, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (п. 4 ст. 1). Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ. При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2001 N 101-ФЗ).
(постатейный)
(Лончакова Е.Г., Щербаков В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Непосредственно сам Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрел, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (п. 4 ст. 1). Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ. При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2001 N 101-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Заключение Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам от 18.05.2017 N 19.2
"По проекту федерального закона N 59961-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"Установление возможности приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами, по мнению Комитета, повлекут дополнительные ограничения возможностей общинам малочисленных народов ведения традиционных видов их хозяйственной деятельности в частности обеспечения условий жизнедеятельности оленеводов в кочевых условиях.
"По проекту федерального закона N 59961-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"Установление возможности приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами, по мнению Комитета, повлекут дополнительные ограничения возможностей общинам малочисленных народов ведения традиционных видов их хозяйственной деятельности в частности обеспечения условий жизнедеятельности оленеводов в кочевых условиях.
"Комментарий к главе 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог"
(постатейный)
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(постатейный)
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Статья: Перспективы развития федерального и регионального законодательства о государственной регистрации прав на землю
(Арзуманян А.В.)
("Гражданское право", 2007, N 4)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами",
(Арзуманян А.В.)
("Гражданское право", 2007, N 4)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами",
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями)"
(Калинин Н.И., Удачин А.А.)
("Международная академия оценки и консалтинга", 2004)Кроме того, с учетом специфики ряда субъектов Российской Федерации сформулирована императивная норма в части второй пункта 4 статьи 1. Рассматриваемым Федеральным законом установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, приватизации не подлежат. Данные земельные участки представляют собой целые земельные массивы, расположенные на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, и служат единственным источником кормов (кормовой базой) для скота в оленеводстве и отгонном животноводстве, поэтому данная норма представляется целесообразной.
(Калинин Н.И., Удачин А.А.)
("Международная академия оценки и консалтинга", 2004)Кроме того, с учетом специфики ряда субъектов Российской Федерации сформулирована императивная норма в части второй пункта 4 статьи 1. Рассматриваемым Федеральным законом установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, приватизации не подлежат. Данные земельные участки представляют собой целые земельные массивы, расположенные на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, и служат единственным источником кормов (кормовой базой) для скота в оленеводстве и отгонном животноводстве, поэтому данная норма представляется целесообразной.
"Земельное право: Учебник"
(Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В.)
("Частное право", 2010)Исходя из специфики регионального характера, законодатель ввел ограничения на приватизацию некоторых видов земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В.)
("Частное право", 2010)Исходя из специфики регионального характера, законодатель ввел ограничения на приватизацию некоторых видов земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Статья: Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю
(Гришин А.А.)
("Адвокат", 2008, N 6)Ограниченные в обороте земли определены в законе исчерпывающим образом. Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ на ограниченные в обороте земли налагается только запрет предоставления их в частную собственность (например, земли лесного фонда). Соответственно, на них распространяется и запрет выкупа арендованного имущества (о чем также указано в ст. 624 ГК РФ), и приватизация (по сути - преобразование ограниченного вещного права в право собственности). Помимо них приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами - указанные земельные участки могут быть переданы частным лицам только на праве аренды.
(Гришин А.А.)
("Адвокат", 2008, N 6)Ограниченные в обороте земли определены в законе исчерпывающим образом. Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ на ограниченные в обороте земли налагается только запрет предоставления их в частную собственность (например, земли лесного фонда). Соответственно, на них распространяется и запрет выкупа арендованного имущества (о чем также указано в ст. 624 ГК РФ), и приватизация (по сути - преобразование ограниченного вещного права в право собственности). Помимо них приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами - указанные земельные участки могут быть переданы частным лицам только на праве аренды.
"Нотариальная практика: ответы на вопросы"
(выпуск 2)
(Зайцева Т.И.)
("Волтерс Клувер", 2008)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(выпуск 2)
(Зайцева Т.И.)
("Волтерс Клувер", 2008)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
"Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики"
(Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т.)
(под ред. А.Я. Рыженкова)
("Новый индекс", 2009)Непосредственно сам Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрел, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (п. 4 ст. 1). Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие ЗК РФ. При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (п. 7 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
(Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т.)
(под ред. А.Я. Рыженкова)
("Новый индекс", 2009)Непосредственно сам Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрел, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (п. 4 ст. 1). Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие ЗК РФ. При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (п. 7 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
"Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Кайль А.Н., Оськина И.Ю., Лупу А.А., Вахрушева Ю.Н.)
("ЭлКниги", 2014)- приватизации не подлежат также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения");
(постатейный)
(Кайль А.Н., Оськина И.Ю., Лупу А.А., Вахрушева Ю.Н.)
("ЭлКниги", 2014)- приватизации не подлежат также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения");
"Земля: Справочник собственника и арендатора"
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Запрет на приватизацию установлен в ст. 95 ЗК РФ применительно к земельным участкам в границах государственных заповедников и национальных парков. В соответствии с ч. 12 ст. 85 земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н.)
("Юстицинформ", 2007)Запрет на приватизацию установлен в ст. 95 ЗК РФ применительно к земельным участкам в границах государственных заповедников и национальных парков. В соответствии с ч. 12 ст. 85 земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Вопрос: О приобретении прав на ограниченный в обороте земельный участок, находящийся в федеральной собственности и расположенный в границах особо охраняемой природной территории.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 20.07.2011 N Д23-3073)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 20.07.2011 N Д23-3073)Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.