Принципы бюджетного права

Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы бюджетного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)
Основную роль играет федеральный бюджет, на долю которого приходится свыше 48% налоговых поступлений. Статья 31 Основного закона ФРГ закрепила перевес федерального права над правом земель. Статья 109 (абз. 1) Основного закона говорит о том, что "Федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства" <1>. Однако абз. 3 - 4 ст. 109 Основного закона закреплено следующее: именно Федерация устанавливает принципы бюджетного права как для Федерации, так и для земель; федеральный закон регулирует максимальные суммы, условия и последовательность выдачи кредитов территориальным корпорациям, обязательства Федерации и земель хранить в Федеральном банке Германии свои свободные активы. Вышеизложенное свидетельствует о безусловном приоритете Федерации в бюджетном законодательстве по сравнению с законодательством земель.
Статья: Бюджетно-правовые нормы как элементы системы бюджетного права
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)
Наиболее общий характер имеют такие отправные (исходные) бюджетно-правовые нормы, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-расчеты <12>. Нормы-дефиниции в системе бюджетного права закрепляют официальные определения правовых понятий и категорий, повышая эффективность действия норм-правил поведения. Так, для целей регулирования бюджетных правоотношений Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) устанавливает основные специальные понятия и термины, необходимые для единообразного применения бюджетного законодательства. Нормы-принципы бюджетного права с точки зрения позитивистского подхода содержат общие предписания, нормативно закрепляющие принципы бюджетного права, служат ориентирами для систематизации бюджетного законодательства и совершенствования системы бюджетного права. В отношении норм-принципов высказывается мнение, что отождествление принципов права и норм права недопустимо, поскольку "каждый из этих правовых феноменов носит регулирующие свойства, которые присущи только им, поэтому не может быть норм-принципов и других форм соединения их друг с другом, которые приводят к их отождествлению" <13>. Нормы-цели бюджетного права фиксируют цели, задачи, формы и средства правового регулирования бюджетно-правовых институтов и отношений. Нормы-расчеты бюджетного права устанавливают "цифровые показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов" <14>, порядок расчета исходных данных для распределения межбюджетных трансфертов и другие количественные показатели.

Нормативные акты

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований