Прекращение деятельности общественного объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение деятельности общественного объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Гражданское общество в конституциях зарубежных стран
(Багирян Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Право на объединение как одно из фундаментальных прав человека признается и закрепляется в конституциях большинства стран мира независимо от политического режима. Право на объединение раскрывается подробно в ст. 48 - 50 Конституции Анголы, ст. 45 и 46 Конституции Армении, ст. 22 и 23 Конституции Грузии, ст. 78 и 79 Конституции Дании <65>, ст. 73 и 74 Конституции Исландии <66>, ст. 70 Конституции Узбекистана, ст. 48 Конституции Эстонии <67>. Примечательным является то, что помимо формального закрепления права на объединение в приведенных статьях содержатся повышенные гарантии осуществления деятельности общественных объединений, а именно возможность прекращения деятельности общественных объединений только по решению суда. Так, в ст. 22 Конституции Грузии говорится, что "ликвидация объединения допускается только по решению этого же объединения или суда, в определенных законом случаях и установленном порядке" <68>. Сходное регулирование содержится также в ст. 35 Конституции Афганистана. Однако при оценке общественно-политической ситуации в стране необходимо вспомнить о продолжительных войнах, вооруженных конфликтах, высоком уровне терроризма, радикализма, коррупции и бедности населения. В связи с этим представляется, что действительное положение дел ощутимо отличается от идей, закрепленных в основном законе.
(Багирян Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Право на объединение как одно из фундаментальных прав человека признается и закрепляется в конституциях большинства стран мира независимо от политического режима. Право на объединение раскрывается подробно в ст. 48 - 50 Конституции Анголы, ст. 45 и 46 Конституции Армении, ст. 22 и 23 Конституции Грузии, ст. 78 и 79 Конституции Дании <65>, ст. 73 и 74 Конституции Исландии <66>, ст. 70 Конституции Узбекистана, ст. 48 Конституции Эстонии <67>. Примечательным является то, что помимо формального закрепления права на объединение в приведенных статьях содержатся повышенные гарантии осуществления деятельности общественных объединений, а именно возможность прекращения деятельности общественных объединений только по решению суда. Так, в ст. 22 Конституции Грузии говорится, что "ликвидация объединения допускается только по решению этого же объединения или суда, в определенных законом случаях и установленном порядке" <68>. Сходное регулирование содержится также в ст. 35 Конституции Афганистана. Однако при оценке общественно-политической ситуации в стране необходимо вспомнить о продолжительных войнах, вооруженных конфликтах, высоком уровне терроризма, радикализма, коррупции и бедности населения. В связи с этим представляется, что действительное положение дел ощутимо отличается от идей, закрепленных в основном законе.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В специальной юридической литературе в настоящее время судебному административному понуждению не уделено особого внимания. В совместных научных трудах Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой в особенной части законодательного акта об административном судопроизводстве предлагалось урегулировать отдельные виды производства применительно к специфике публично-правовых отношений, в том числе по делам о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений и религиозных организаций <2>, которые в последующем были урегулированы в гл. 27 КАС РФ в части приостановления или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации. Разрешение судами общей юрисдикции данной категории дел о ликвидации общественного объединения непосредственно связано с административным понуждением, поскольку основанием для применения данных мер в силу закона является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений (ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" <3>). Учеными-административистами меры, применяемые в случае неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, называются по-разному и применительно к внесудебному административному принуждению: 1) мерами административного восстановления, направленными на восстановление нарушенного неправомерным поведением лица правового состояния путем понуждения этого лица к исполнению ранее возложенной, но неисполненной юридической обязанности, восстановлению нарушенных прав других лиц, устранению вредных последствий правонарушения <4>, а также административно-восстановительными мерами организационно-распорядительного характера (понуждение восстановить ранее существовавшее правовое положение) <5>; 2) мерами административного исполнения, направленными на обеспечение исполнения лицом не исполненной им обязанности или законно предъявленного к нему требования <6>.
Статья: Принудительное окончательное прекращение деятельности политических партий в зарубежных странах
(Долгих Ф.И.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Прекращение деятельности политической партии может носить добровольный и принудительный характер, являться временным либо окончательным. Добровольное прекращение деятельности осуществляется посредством добровольной ликвидации политической партии либо ее преобразования в иную организационно-правовую форму. Но в обоих случаях прекращение деятельности данного общественного объединения в качестве политической партии будет окончательным. Принудительное прекращение деятельности политической партии выражается в ее принудительной ликвидации либо приостановлении деятельности. В первом случае прекращение деятельности является окончательным, во втором - временным. Приостановление деятельности влечет приостановление ряда значимых прав политической партии как субъекта конституционно-правовых отношений, в частности права принимать участие в выборах. Но в данном случае утрата этих прав будет временной, и в случае возможности возобновления своей деятельности партия вновь обретет данные права.
(Долгих Ф.И.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Прекращение деятельности политической партии может носить добровольный и принудительный характер, являться временным либо окончательным. Добровольное прекращение деятельности осуществляется посредством добровольной ликвидации политической партии либо ее преобразования в иную организационно-правовую форму. Но в обоих случаях прекращение деятельности данного общественного объединения в качестве политической партии будет окончательным. Принудительное прекращение деятельности политической партии выражается в ее принудительной ликвидации либо приостановлении деятельности. В первом случае прекращение деятельности является окончательным, во втором - временным. Приостановление деятельности влечет приостановление ряда значимых прав политической партии как субъекта конституционно-правовых отношений, в частности права принимать участие в выборах. Но в данном случае утрата этих прав будет временной, и в случае возможности возобновления своей деятельности партия вновь обретет данные права.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 КАС РФ). В части удовлетворения иных требований, в том числе об обращении в собственность Российской Федерации имущества организации, данное решение исполняется после вступления его в законную силу.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 КАС РФ). В части удовлетворения иных требований, в том числе об обращении в собственность Российской Федерации имущества организации, данное решение исполняется после вступления его в законную силу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 Кодекса);
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации (ч. 3 ст. 264 Кодекса);