Преимущественное право аренды муниципального земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Преимущественное право аренды муниципального земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 39.8 "Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вступившим в силу с 01.03.2015, предусмотрено специальное правило, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов."
Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2023 N 309-ЭС23-20185 по делу N А47-16087/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления по передаче на торги земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признании недействительными договоров аренды, признании отсутствующим права аренды.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не доказаны законность, добросовестность и возмездность пользования спорными участками до регистрации права собственности муниципального образования, общество заявление о предоставлении участков в аренду не представляло, заявку на участие в торгах не подавало.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Отказывая Обществу в иске, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из следующего: Общество не доказало факт длительного и правомерного использования спорных земельных участков, образованных из невостребованных земельных долей, до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них; ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у Общества преимущественного права на приобретение указанных земельных участков в аренду без проведения торгов, заключенные ответчиками по результатам торгов спорные договоры аренды данных участка не нарушают права и законные интересы Общества.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реформа ограниченных вещных прав: все ли изменения обоснованны?
(Гребенкина И.А.)
("Закон", 2021, N 6)
В то же время преимущество введения вещного права застройки наряду с сохранением института аренды в ситуации использования земли под строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным домам, в следующем. По ст. 300.3 Законопроекта право застройки действует от 30 до 100 лет. По истечении данного срока земельные участки НЕ переходят в собственность застройщика, а остаются в собственности субъекта, который предоставил землю под застройку, что важно. В настоящий момент 90% земельных участков находятся в публичной собственности, но львиная доля их - это вечная мерзлота, земли, непригодные для проживания, хозяйственной деятельности. Действующее законодательство предоставляет застройщику, собственнику здания на арендованном государственном или муниципальном земельном участке, преимущественное право взять в аренду или выкупить такой земельный участок. В итоге это может привести к тому, что большую часть плодородной, инвестиционно привлекательной земли, некогда предоставленной в аренду для строительства, впоследствии выкупят в собственность. А когда земля в частной собственности, вопросы предоставления земли в аренду решаются не на торгах, размер арендной платы и другие ключевые аспекты для арендатора зависят от частного усмотрения арендодателя.
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораИсходя из смысла п. 1 ст. 621 ГК РФ арендатор государственного или муниципального имущества также обладает данным правом. Вместе с тем в соответствии с указанной нормой законом или договором может быть определено иное. В частности, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.