Предупреждение банкротства кредитных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Предупреждение банкротства кредитных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Заем: Займодавец хочет взыскать с Заемщика проценты за пользование суммой займа
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено применение в отношении Заемщика - кредитной организации мер по предупреждению банкротства, что прекращает обязательства по договору субординированного займа
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено применение в отношении Заемщика - кредитной организации мер по предупреждению банкротства, что прекращает обязательства по договору субординированного займа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В статье проводится обзор работы механизма по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, систематизируются достоинства и недостатки механизмов по предупреждению банкротства, оценивается эффективность их применения.
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)В статье проводится обзор работы механизма по предупреждению банкротства кредитных организаций с участием Банка России за счет средств Фонда консолидации банковского сектора, систематизируются достоинства и недостатки механизмов по предупреждению банкротства, оценивается эффективность их применения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования, предусмотренные п. 1 настоящего документа, не применяются в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации к кредитным организациям, в отношении которых Советом директоров Центрального банка Российской Федерации утвержден в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" такой план участия. В течение указанного срока в таких кредитных организациях могут находиться средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, размещенные по состоянию на дату принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности соответствующей кредитной организации, а также средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций могут размещаться в таких кредитных организациях без учета указанных требований при соблюдении следующих условий:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования, предусмотренные п. 1 настоящего документа, не применяются в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации к кредитным организациям, в отношении которых Советом директоров Центрального банка Российской Федерации утвержден в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" такой план участия. В течение указанного срока в таких кредитных организациях могут находиться средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, размещенные по состоянию на дату принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности соответствующей кредитной организации, а также средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций могут размещаться в таких кредитных организациях без учета указанных требований при соблюдении следующих условий:
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.9. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.9. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.3. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, вправе оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в статье 60 настоящего Федерального закона, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в настоящей статье, исходя из сроков реализации результатов их деятельности (но не менее трех лет), в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.3. Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, вправе оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в статье 60 настоящего Федерального закона, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда условий об отсрочке и о последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат лицам, указанным в настоящей статье, исходя из сроков реализации результатов их деятельности (но не менее трех лет), в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.
Статья: Правовые основы интеграции цифровых технологий в сферу антикризисного управления
(Скрипник О.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<15> Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 57.
(Скрипник О.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<15> Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 57.
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Содержание ст. 57.1 Закона N 86-ФЗ позволяет сделать вывод, что ЦБ РФ взят курс на реализацию риск-ориентированного подхода в сфере банковского надзора. Это следует из содержания перечисленных в статье полномочий регулятора, которые предусматривают требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также по определению квалификационных требований к установленным в законе руководителям служб кредитных организаций. Существенным преимуществом риск-ориентированного подхода является то, что с его помощью возможно на основе оценки рисков и с учетом сложившейся экономической ситуации составить прогноз возможности наступления тех или иных негативных явлений. Таким образом, данный подход, основа которого состоит в оценке банковских рисков и проверке качества внутренних систем управления рисками банков, способствует повышению эффективности механизма предупреждения банкротства кредитных организаций.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Содержание ст. 57.1 Закона N 86-ФЗ позволяет сделать вывод, что ЦБ РФ взят курс на реализацию риск-ориентированного подхода в сфере банковского надзора. Это следует из содержания перечисленных в статье полномочий регулятора, которые предусматривают требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также по определению квалификационных требований к установленным в законе руководителям служб кредитных организаций. Существенным преимуществом риск-ориентированного подхода является то, что с его помощью возможно на основе оценки рисков и с учетом сложившейся экономической ситуации составить прогноз возможности наступления тех или иных негативных явлений. Таким образом, данный подход, основа которого состоит в оценке банковских рисков и проверке качества внутренних систем управления рисками банков, способствует повышению эффективности механизма предупреждения банкротства кредитных организаций.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<2> Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 59.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<2> Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 59.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) если меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, статьей 20 Закона о банках, статьей 189.9 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось о ст. 3 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве кредитных организаций), к банку не применяются. В прежней редакции данного пункта было указано также такое условие, как отсутствие оснований для применения указанных мер по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 комментируемого Закона. Это условие исключено Законом 2013 г. N 335-ФЗ, которым указанная ст. 45 комментируемого Закона признана утратившей силу. Тем же Законом 2013 г. N 335-ФЗ введена ч. 6 комментируемой статьи, посвященная такой тематической инспекционной проверке;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) если меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, статьей 20 Закона о банках, статьей 189.9 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось о ст. 3 "Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций" Закона о банкротстве кредитных организаций), к банку не применяются. В прежней редакции данного пункта было указано также такое условие, как отсутствие оснований для применения указанных мер по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 комментируемого Закона. Это условие исключено Законом 2013 г. N 335-ФЗ, которым указанная ст. 45 комментируемого Закона признана утратившей силу. Тем же Законом 2013 г. N 335-ФЗ введена ч. 6 комментируемой статьи, посвященная такой тематической инспекционной проверке;
Статья: Характеризующие признаки мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Релевантное нормативное регулирование дает лишь отсылочное определение мер по финансовому оздоровлению, однако задающее определенное понимание логики законодателя. Так, ст. 189.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности, Закон) указывает, что "до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций", после чего следует перечень применимых мер: финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации, меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или ГК АСВ. Здесь же в Законе делается оговорка, что в отношении четвертой категории мер решение применяется Советом Директоров Банка России, а от имени Банка России соответствующие меры осуществляет управляющая компания. Далее законодатель через систему отсылочных норм описывает, какие меры и в каком случае применяются.
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Релевантное нормативное регулирование дает лишь отсылочное определение мер по финансовому оздоровлению, однако задающее определенное понимание логики законодателя. Так, ст. 189.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности, Закон) указывает, что "до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций", после чего следует перечень применимых мер: финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации, меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или ГК АСВ. Здесь же в Законе делается оговорка, что в отношении четвертой категории мер решение применяется Советом Директоров Банка России, а от имени Банка России соответствующие меры осуществляет управляющая компания. Далее законодатель через систему отсылочных норм описывает, какие меры и в каком случае применяются.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> См., напр.: Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 56 - 60.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> См., напр.: Присяжнюк Я.М. Цифровые технологии предупреждения банкротства кредитных организаций // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 56 - 60.
Статья: Споры с потребителями финансовых услуг: актуальные позиции Верховного Суда по конкретным делам
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства закреплены в параграфе 4.1 гл. IX Закона о банкротстве (ст. 189.7 - 189.105).
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства закреплены в параграфе 4.1 гл. IX Закона о банкротстве (ст. 189.7 - 189.105).