Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в судебной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в судебной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2024 по делу N 88-31494/2024 (УИД 71RS0029-01-2023-003372-72)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка его увольнения, а также на отсутствие в его действиях состава дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе П. вновь указывает на отсутствие конфликта интересов, ссылаясь на то, что на момент избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области деятельность местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области была прекращена на основании решения суда. Указанные доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда, поскольку судом установлено, что свою деятельность П. выполнял реально, будучи убежденным в легитимности деятельности данной организации, при этом принимал непосредственное участие в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учебного учреждения, входящего в структуру ДОСААФ России, однако не уведомил военного комиссара Тульской области о возникновении конфликта интересов, под которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В данном случае осуществление истцом деятельности как заместителем председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, в том числе исполнение возложенных на него обязанностей по осуществлению контрольно-проверочных мероприятий в отношении учебных учреждений, входящих в структуру ДОСААФ России.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка его увольнения, а также на отсутствие в его действиях состава дисциплинарного проступка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.В кассационной жалобе П. вновь указывает на отсутствие конфликта интересов, ссылаясь на то, что на момент избрания на должность заместителя председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области деятельность местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области была прекращена на основании решения суда. Указанные доводы не свидетельствуют о необоснованности выводов суда, поскольку судом установлено, что свою деятельность П. выполнял реально, будучи убежденным в легитимности деятельности данной организации, при этом принимал непосредственное участие в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учебного учреждения, входящего в структуру ДОСААФ России, однако не уведомил военного комиссара Тульской области о возникновении конфликта интересов, под которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В данном случае осуществление истцом деятельности как заместителем председателя местного отделения ДОСААФ России Ефремовского района Тульской области могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, в том числе исполнение возложенных на него обязанностей по осуществлению контрольно-проверочных мероприятий в отношении учебных учреждений, входящих в структуру ДОСААФ России.
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.05.2023 N 33-20061/2023 (УИД 77RS0035-01-2020-004624-68)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: Об обращении имущества в доход государства.
Обстоятельства: Ответчик, несмотря на возложенные на него ограничения и запреты, вступил в конфликт интересов по занимаемой должности и участвовал в коммерческой деятельности своего сына во вред интересам государственного предприятия, для достижения цели по незаконному обогащению себя и своих родственников использовал должностное положение и служебные полномочия.
Решение: Удовлетворено.С этой связи суд первой инстанции признал, что... М.Ю.,... Г.Е. и ООО "Магнум" не только активно соучаствовали коррупционной деятельности... Ю.Л., но и использовали возможность получения в собственность торгового центра и извлечения дохода в виде денежных средств, что подтверждает совершение ими при этих же обстоятельствах самостоятельного коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13, 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в виде непринятия мер по предупреждению коррупции и обеспечению добросовестной работы организации (п. 3 ч. 2 ст. 13.3); предотвращению и урегулированию конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3).
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: Об обращении имущества в доход государства.
Обстоятельства: Ответчик, несмотря на возложенные на него ограничения и запреты, вступил в конфликт интересов по занимаемой должности и участвовал в коммерческой деятельности своего сына во вред интересам государственного предприятия, для достижения цели по незаконному обогащению себя и своих родственников использовал должностное положение и служебные полномочия.
Решение: Удовлетворено.С этой связи суд первой инстанции признал, что... М.Ю.,... Г.Е. и ООО "Магнум" не только активно соучаствовали коррупционной деятельности... Ю.Л., но и использовали возможность получения в собственность торгового центра и извлечения дохода в виде денежных средств, что подтверждает совершение ими при этих же обстоятельствах самостоятельного коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13, 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в виде непринятия мер по предупреждению коррупции и обеспечению добросовестной работы организации (п. 3 ч. 2 ст. 13.3); предотвращению и урегулированию конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование судебно-экспертной деятельности: проблемы и новые подходы в российском законодательстве
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Безусловно, одной из главных задач правового регулирования судебно-экспертной деятельности является обеспечение независимости и объективности экспертов. Проект закона предусматривает меры по предотвращению конфликта интересов и обеспечению независимости экспертов от сторон процесса. Устанавливаются процедуры для обеспечения прозрачности назначения экспертиз и выбора экспертов, что снижает риски коррупции и предвзятости.
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Безусловно, одной из главных задач правового регулирования судебно-экспертной деятельности является обеспечение независимости и объективности экспертов. Проект закона предусматривает меры по предотвращению конфликта интересов и обеспечению независимости экспертов от сторон процесса. Устанавливаются процедуры для обеспечения прозрачности назначения экспертиз и выбора экспертов, что снижает риски коррупции и предвзятости.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)3. Законодательное закрепление статуса антикоррупционных органов, в том числе и специализированных (комиссий, судов), предназначенных для предотвращения и урегулирования конфликтов интересов.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)3. Законодательное закрепление статуса антикоррупционных органов, в том числе и специализированных (комиссий, судов), предназначенных для предотвращения и урегулирования конфликтов интересов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Каких-либо доказательств того, что П. в период прохождения муниципальной службы сообщала представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимала меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Каких-либо доказательств того, что П. в период прохождения муниципальной службы сообщала представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимала меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Генеральный директор Судебного департамента обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Генеральный директор Судебного департамента обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Статья: Правовая природа конфликта интересов
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Для предотвращения случаев конфликта интересов в будущем нам представляется целесообразным обращение к профессиональным медиаторам с целью урегулирования конфликта с помощью медиации до суда либо составление корпоративного договора, регламентирующего мирные способы урегулирования противоречий. Бенефициарным владельцам рекомендуется с целью предотвращения причинения им убытков со стороны менеджмента создать некие механизмы регулирования их деятельности (консультации, контролирующие службы по отслеживанию легитимности совершения хозяйственных операций).
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Для предотвращения случаев конфликта интересов в будущем нам представляется целесообразным обращение к профессиональным медиаторам с целью урегулирования конфликта с помощью медиации до суда либо составление корпоративного договора, регламентирующего мирные способы урегулирования противоречий. Бенефициарным владельцам рекомендуется с целью предотвращения причинения им убытков со стороны менеджмента создать некие механизмы регулирования их деятельности (консультации, контролирующие службы по отслеживанию легитимности совершения хозяйственных операций).
Статья: Проблемные аспекты выявления конфликта интересов в производстве по защите прав и законных интересов группы лиц
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Предупреждение конфликтов интересов в судебной деятельности является одной из гарантий обеспечения права на судебную защиту. Рябцева Е.В. отмечает, что конфликты интересов в судебной деятельности рассматриваются через правовой статус судьи. По ее мнению, конфликт интересов не во всех случаях приводит к коррупционному правонарушению, возникает не только в результате ненадлежащего исполнения властных обязанностей, но однозначно умаляет авторитет судебной власти, негативно сказывается на формировании уважительного отношения к суду <3>. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой становится невозможным объективное рассмотрение дела ввиду наличия обоснованных сомнений относительно наличия у судьи личной заинтересованности, отражающейся на возникновении каких-либо предпочтений или предвзятого отношения к участнику процесса. Установление наличия конфликта интересов при рассмотрении дела само по себе является нарушением прав участников процесса на справедливое судебное разбирательство ввиду искажения на практике базовых принципов гражданского процесса <4>. В этой связи особо интересен вопрос о возникновении и предотвращении конфликта интересов в групповых производствах ввиду сложного субъектного состава и объединения в одном деле множества различных интересов.
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Предупреждение конфликтов интересов в судебной деятельности является одной из гарантий обеспечения права на судебную защиту. Рябцева Е.В. отмечает, что конфликты интересов в судебной деятельности рассматриваются через правовой статус судьи. По ее мнению, конфликт интересов не во всех случаях приводит к коррупционному правонарушению, возникает не только в результате ненадлежащего исполнения властных обязанностей, но однозначно умаляет авторитет судебной власти, негативно сказывается на формировании уважительного отношения к суду <3>. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой становится невозможным объективное рассмотрение дела ввиду наличия обоснованных сомнений относительно наличия у судьи личной заинтересованности, отражающейся на возникновении каких-либо предпочтений или предвзятого отношения к участнику процесса. Установление наличия конфликта интересов при рассмотрении дела само по себе является нарушением прав участников процесса на справедливое судебное разбирательство ввиду искажения на практике базовых принципов гражданского процесса <4>. В этой связи особо интересен вопрос о возникновении и предотвращении конфликта интересов в групповых производствах ввиду сложного субъектного состава и объединения в одном деле множества различных интересов.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Создание и функционирование операциональных моделей управления конфликтом интересов в судебной деятельности требует изучения зарубежного опыта в целях рецепции наиболее перспективных практик. В статье рассматривается проблема урегулирования конфликта интересов в судебной системе Соединенных Штатов Америки. Основное внимание уделяется истории развития института конфликта интересов в судебной деятельности США, анализу правовых механизмов и процедур, направленных на предотвращение и разрешение ситуаций, связанных с конфликтом интересов судей. В результате исследования сделан вывод, что конфликт интересов в американской правовой системе понимается аналогично российскому подходу - это ситуация, когда личные интересы судьи могут поставить под сомнение его способность вынести справедливое и беспристрастное судебное постановление, при этом способы предотвращения конфликта интересов в некоторых аспектах заметно отличаются друг от друга. На основе американского опыта предложены рекомендации по управлению конфликтом интересов в российской судебной системе. Эти предложения направлены на усиление механизмов предотвращения конфликта интересов среди российских судей. Они помогут повысить доверие к судебной системе, обеспечить справедливость судебного процесса, а также усилить контроль за деятельностью судей со стороны общества.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Создание и функционирование операциональных моделей управления конфликтом интересов в судебной деятельности требует изучения зарубежного опыта в целях рецепции наиболее перспективных практик. В статье рассматривается проблема урегулирования конфликта интересов в судебной системе Соединенных Штатов Америки. Основное внимание уделяется истории развития института конфликта интересов в судебной деятельности США, анализу правовых механизмов и процедур, направленных на предотвращение и разрешение ситуаций, связанных с конфликтом интересов судей. В результате исследования сделан вывод, что конфликт интересов в американской правовой системе понимается аналогично российскому подходу - это ситуация, когда личные интересы судьи могут поставить под сомнение его способность вынести справедливое и беспристрастное судебное постановление, при этом способы предотвращения конфликта интересов в некоторых аспектах заметно отличаются друг от друга. На основе американского опыта предложены рекомендации по управлению конфликтом интересов в российской судебной системе. Эти предложения направлены на усиление механизмов предотвращения конфликта интересов среди российских судей. Они помогут повысить доверие к судебной системе, обеспечить справедливость судебного процесса, а также усилить контроль за деятельностью судей со стороны общества.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Показателен эпизод, когда Комиссия по соблюдению требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов территориального Управления Росгвардии пришла к выводу о том, что сотрудник систематически получал прибыль от ведения предпринимательской деятельности с использованием предоставленного ему для проживания служебного жилья. По мнению суда, рассматриваемые действия однозначно влекут за собой увольнение в связи с утратой доверия, поскольку служащий утратил моральное право продолжить службу в правоохранительных органах <11>.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Показателен эпизод, когда Комиссия по соблюдению требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов территориального Управления Росгвардии пришла к выводу о том, что сотрудник систематически получал прибыль от ведения предпринимательской деятельности с использованием предоставленного ему для проживания служебного жилья. По мнению суда, рассматриваемые действия однозначно влекут за собой увольнение в связи с утратой доверия, поскольку служащий утратил моральное право продолжить службу в правоохранительных органах <11>.
Статья: Верховный Суд о родственных связях при занятии должностей муниципальной службы
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны соблюдать требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в том числе подавать соответствующие уведомления и принимать меры.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны соблюдать требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в том числе подавать соответствующие уведомления и принимать меры.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Так, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо (часть 2 статьи 13.1 ФЗ "О противодействии коррупции").
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Так, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо (часть 2 статьи 13.1 ФЗ "О противодействии коррупции").
Статья: Противодействие коррупции в судейском сообществе Российской Федерации: международный опыт и "особая китайская модель"
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)По справедливому утверждению ученых, Верховный Суд РФ <12>, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ <13>, как и Верховный народный суд КНР, постоянно проводят мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений и обеспечивают контроль за соблюдением судьями и аппаратом судей запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)По справедливому утверждению ученых, Верховный Суд РФ <12>, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ <13>, как и Верховный народный суд КНР, постоянно проводят мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений и обеспечивают контроль за соблюдением судьями и аппаратом судей запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.