Предоставление лесного участка без проведения торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление лесного участка без проведения торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 73.1 "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"Вместе с тем, как следует из положений ст. 73.1 ЛК РФ осуществление рекреационной деятельности не относится к случаям, закрепленным в ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ, предусматривающим предоставление лесного участка без проведения торгов."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 73.1 "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"При этом реализация прав арендатора на предоставление лесного участка без проведения торгов в силу положений статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрена через заключение нового договора аренды без проведения торгов только при наличии условий, установленных, в том числе, частью 1 статьи 74 ЛК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов и основные принципы лесного законодательства
(Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
(Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Арбитражный суд Хабаровского края <15> поддержал недропользователя, когда общество, получившее лицензию на добычу угля, оспорило решение об отказе в предоставлении земельного участка (лесного участка) в аренду без торгов под внешний отвал. Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду явилось то, что он "расположен за границами лицензии", следовательно, данная лицензия не является основанием для предоставления заявленного лесного участка без проведения торгов. Суд не согласился с позицией органа, уполномоченного на распоряжение лесными участками, однако в обоснование сослался на положения ст. 25.1 Закона о недрах, предусматривающей, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в аренду без проведения торгов после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Из этого положения суд сделал следующий вывод: лицензия может служить основанием для выделения земельного участка как в пределах границ, указанных в лицензии, так и за их пределами, при наличии обоснования "для ведения работ, связанных с пользованием недрами", законодательство не запрещает и не исключает такой подход. Но недостатком ст. 25.1 Закона о недрах как раз и является то, что она вообще не указывает на какие-либо пространственные пределы, в которых недропользователь может получить права на земельный участок. Тем не менее суд прав в том, что пользователь недр может обосновать необходимость получения земельного участка за пределами проекции границ горного отвода, предусмотрев это в проектной документации. Как указал суд в данном случае, техническая документация, подготовленная обществом, согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям ст. 23.2 Закона о недрах, подтверждает необходимость выделения дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Именно такой подход отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (ч. 2, 5 ст. 23.2 Закона о недрах).
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Арбитражный суд Хабаровского края <15> поддержал недропользователя, когда общество, получившее лицензию на добычу угля, оспорило решение об отказе в предоставлении земельного участка (лесного участка) в аренду без торгов под внешний отвал. Основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду явилось то, что он "расположен за границами лицензии", следовательно, данная лицензия не является основанием для предоставления заявленного лесного участка без проведения торгов. Суд не согласился с позицией органа, уполномоченного на распоряжение лесными участками, однако в обоснование сослался на положения ст. 25.1 Закона о недрах, предусматривающей, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в аренду без проведения торгов после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Из этого положения суд сделал следующий вывод: лицензия может служить основанием для выделения земельного участка как в пределах границ, указанных в лицензии, так и за их пределами, при наличии обоснования "для ведения работ, связанных с пользованием недрами", законодательство не запрещает и не исключает такой подход. Но недостатком ст. 25.1 Закона о недрах как раз и является то, что она вообще не указывает на какие-либо пространственные пределы, в которых недропользователь может получить права на земельный участок. Тем не менее суд прав в том, что пользователь недр может обосновать необходимость получения земельного участка за пределами проекции границ горного отвода, предусмотрев это в проектной документации. Как указал суд в данном случае, техническая документация, подготовленная обществом, согласованная государственными органами в установленном порядке, соответствующая требованиям ст. 23.2 Закона о недрах, подтверждает необходимость выделения дополнительных земельных участков за границами горного отвода для выполнения работ, связанных с пользованием недрами. Именно такой подход отвечает требованию рационального использования недр и наиболее полного извлечения полезного ископаемого (ч. 2, 5 ст. 23.2 Закона о недрах).
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
Приказ Минэкономразвития России N 385, Росреестра N П/0215 от 13.06.2023
"Об утверждении примерных алгоритмов действий инвестора по получению земельных участков в аренду"<*> При выполнении предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Данный примерный алгоритм не применяется в случае предоставления лесных участков в аренду без проведения торгов.
"Об утверждении примерных алгоритмов действий инвестора по получению земельных участков в аренду"<*> При выполнении предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Данный примерный алгоритм не применяется в случае предоставления лесных участков в аренду без проведения торгов.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Вместе с тем законодатель предоставляет приоритет одним интересам, пусть и публичным, перед другими. Помимо лоббирования интересов владельцев линейных объектов, для которых, собственно, и был введен институт "частно-публичного" сервитута (то есть публичного сервитута, устанавливаемого в отдельных целях), 30 апреля 2021 года законодатель принял Федеральный закон N 112-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". Согласно изменениям была установлена возможность использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере рыбного хозяйства с предоставлением лесного участка по договору в аренду (без проведения торгов) или с установлением публичного сервитута.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Вместе с тем законодатель предоставляет приоритет одним интересам, пусть и публичным, перед другими. Помимо лоббирования интересов владельцев линейных объектов, для которых, собственно, и был введен институт "частно-публичного" сервитута (то есть публичного сервитута, устанавливаемого в отдельных целях), 30 апреля 2021 года законодатель принял Федеральный закон N 112-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". Согласно изменениям была установлена возможность использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере рыбного хозяйства с предоставлением лесного участка по договору в аренду (без проведения торгов) или с установлением публичного сервитута.