Предмет государственного строительного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет государственного строительного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.24 "Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений" Градостроительного кодекса РФ"Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ составляет нарушение требований статьи 55, части 2 статьи 55.24 ГрК РФ. При этом данные требования не входят в предмет государственного строительного надзора, рамки которого установлены статьей 54 ГрК РФ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54 "Государственный строительный надзор" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу частей 14, 15, 16 статьи 54 ГрК РФ процедура государственного строительного надзора начинается с извещения о начале строительства и заканчивается выдачей заключения о соответствии построенного объекта, из чего следует, что государственный строительный надзор имеет определенные рамки, а именно период фактического строительства (реконструкции), также он ограничен соответствующим предметом надзора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи раскрывается содержание предмета государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В ч. 3 комментируемой статьи раскрывается содержание предмета государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: Контроль за строительной продукцией в обращении
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Минэкономразвития России утверждает, что через механизм строительного контроля в рамках государственного строительного надзора осуществляется в том числе и контроль за соблюдением требований к строительным материалам, поскольку, по мнению Минэкономразвития России, предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля.
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Минэкономразвития России утверждает, что через механизм строительного контроля в рамках государственного строительного надзора осуществляется в том числе и контроль за соблюдением требований к строительным материалам, поскольку, по мнению Минэкономразвития России, предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
(ред. от 31.07.2025)3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьей 123.1 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьей 123.1 настоящего Кодекса.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, до внесенных изменений избыточность выражалась в том, что объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, идентифицированные в качестве ОПО как сети газопотребления, подпадая по своим характеристикам под объекты регионального государственного строительного надзора, вначале должны были быть оценены на предмет соблюдения требований в рамках государственного строительного надзора соответствующим региональным органом, а затем - на предмет соблюдения требований Технического регламента о безопасности сетей газопотребления Ростехнадзором - федеральным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. При этом сам акт приемки в эксплуатацию сетей газопотребления в силу требований п. 93 Технического регламента N 870 подписывается только представителями федерального органа исполнительной власти без участия региональных органов.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, до внесенных изменений избыточность выражалась в том, что объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, идентифицированные в качестве ОПО как сети газопотребления, подпадая по своим характеристикам под объекты регионального государственного строительного надзора, вначале должны были быть оценены на предмет соблюдения требований в рамках государственного строительного надзора соответствующим региональным органом, а затем - на предмет соблюдения требований Технического регламента о безопасности сетей газопотребления Ростехнадзором - федеральным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. При этом сам акт приемки в эксплуатацию сетей газопотребления в силу требований п. 93 Технического регламента N 870 подписывается только представителями федерального органа исполнительной власти без участия региональных органов.
Статья: О применимости принципа "non bis in idem" при реализации мер юридической ответственности участников контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд военных организаций
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Суд отказал в иске. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с решением которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что выполнение обществом работ по государственному контракту являлось предметом проверок, проводимых 119-м отделом Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 119-й отдел ГАСН Минобороны России) в рамках государственного строительного надзора; нарушения, ранее выявленные службой строительного контроля заказчика и отраженные в предписаниях об устранении нарушений, были зафиксированы 119-м отделом ГАСН Минобороны России, который вынес в отношении их собственные предписания; по данным фактам общество на основании нескольких постановлений указанного органа привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ <8>, с назначением административного наказания в виде штрафа.
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Суд отказал в иске. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с решением которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что выполнение обществом работ по государственному контракту являлось предметом проверок, проводимых 119-м отделом Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 119-й отдел ГАСН Минобороны России) в рамках государственного строительного надзора; нарушения, ранее выявленные службой строительного контроля заказчика и отраженные в предписаниях об устранении нарушений, были зафиксированы 119-м отделом ГАСН Минобороны России, который вынес в отношении их собственные предписания; по данным фактам общество на основании нескольких постановлений указанного органа привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ <8>, с назначением административного наказания в виде штрафа.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В ч. 2 ст. 123.3 ЖК РФ предусмотрено, что предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных ч. 3 ст. 110 ЖК РФ, согласно которой члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Исключение составляет последующее (после сдачи в эксплуатацию) содержание многоквартирного дома. Кроме того, в предмет регионального государственного контроля (надзора) входит и соблюдение правил ст. 123.1 ЖК РФ (см. комментарий к ней).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В ч. 2 ст. 123.3 ЖК РФ предусмотрено, что предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных ч. 3 ст. 110 ЖК РФ, согласно которой члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Исключение составляет последующее (после сдачи в эксплуатацию) содержание многоквартирного дома. Кроме того, в предмет регионального государственного контроля (надзора) входит и соблюдение правил ст. 123.1 ЖК РФ (см. комментарий к ней).