Повышение заработной платы работникам культуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение заработной платы работникам культуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 "Оплата по труду" Трудового кодекса РФ"Разрешая заявленные требования о возложении на ответчика обязанности восстановить С. персональный повышающий коэффициент с 29 ноября 2023 года в размере 1,85 и произвести перерасчет по заработной плате суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 21, 22, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему безусловная обязанность выплаты персонального повышающего коэффициента и его размер не установлены, а также учел, что данный коэффициент согласно Положению об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Отделу культуры Администрации городского г. Салават Республики Башкортостан относится к разряду стимулирующих выплат и не является гарантированной частью заработной платы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Справедливый расчет среднего заработка как гарантия реализации конституционного принципа уважения человека труда
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Однако наряду с этим есть и другие недостатки. Так, в отсутствие единого понимания того, что такое "средний заработок", логичным кажется вопрос о порядке расчета, используемом для определения средней заработной платы для целей повышения размеров оплаты труда работников бюджетных сфер образования, здравоохранения, науки и культуры в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <6>. Так, до настоящего времени сохраняется подход Росстата, в соответствии с которым при сборе сведений о фонде начисленной заработной платы в отношении указанных категорий работников учитывается оплата стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам жилых помещений и коммунальных услуг и суммы возмещения расходов работников по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (см. п. 17 приложений N 1, 2, 3, 4 к Приказу Росстата от 12 сентября 2024 г. N 409 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности").
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Однако наряду с этим есть и другие недостатки. Так, в отсутствие единого понимания того, что такое "средний заработок", логичным кажется вопрос о порядке расчета, используемом для определения средней заработной платы для целей повышения размеров оплаты труда работников бюджетных сфер образования, здравоохранения, науки и культуры в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <6>. Так, до настоящего времени сохраняется подход Росстата, в соответствии с которым при сборе сведений о фонде начисленной заработной платы в отношении указанных категорий работников учитывается оплата стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам жилых помещений и коммунальных услуг и суммы возмещения расходов работников по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (см. п. 17 приложений N 1, 2, 3, 4 к Приказу Росстата от 12 сентября 2024 г. N 409 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности").
Статья: Особенности оплаты труда работников культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50% заработной платы;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50% заработной платы;
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Отдельная задача - и здесь роль государства принципиально значима - обеспечить увеличение оплаты труда в бюджетной сфере. Мы как раз к этому вопросу сегодня и должны обратиться, обратить особое внимание на этот вопрос, имею в виду Указ Президента от 2012 года. Это главная тема нашего совещания. Речь идет о специалистах, которые работают в таких важнейших отраслях, как здравоохранение и образование, наука и культура, социальная защита.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Отдельная задача - и здесь роль государства принципиально значима - обеспечить увеличение оплаты труда в бюджетной сфере. Мы как раз к этому вопросу сегодня и должны обратиться, обратить особое внимание на этот вопрос, имею в виду Указ Президента от 2012 года. Это главная тема нашего совещания. Речь идет о специалистах, которые работают в таких важнейших отраслях, как здравоохранение и образование, наука и культура, социальная защита.
Статья: На что работодателям обратить внимание в 2025 году?
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Примечание. Читайте также статью "Оформляем повышение заработной платы" в N 10, 2013, на с. 34.
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Примечание. Читайте также статью "Оформляем повышение заработной платы" в N 10, 2013, на с. 34.
Статья: Актуальные проблемы борьбы с "серыми" зарплатами и нелегальной занятостью в Российской Федерации
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Само существование феномена "серых" зарплат и его распространенность свидетельствуют о том, что государство недостаточно контролирует эту проблему. Меры, планируемые для борьбы с ней, пока недостаточно эффективны. Работодатели и работники не заинтересованы в раскрытии своего участия в этой деятельности, и даже штрафы, предусмотренные законодательством за подобные правонарушения, не заставляют их отказаться от возможности уклонения от уплаты налогов и получения повышенной прибыли <8>. Для решения проблемы "серых" зарплат представляется целесообразным создание стимулов для работников и работодателей. В частности, можно пресекать попытки уменьшить сумму уплачиваемых налогов со стороны работодателя путем их снижения государством. Однако уровень государственных гарантий, в том числе социальных, предоставляемых населению, остается относительно низким. Большинство граждан считают, что пенсионное страхование ограничено столь незначительной суммой, что не мотивирует их работать официально и работать исключительно за "белую" зарплату. Социально-культурные меры по решению этой проблемы должны быть связаны с повышением экономической грамотности населения, знанием им своих законных прав в сфере трудовых отношений и развитием малого бизнеса. Кроме того, необходимо законодательно определить понятия "теневой" и платформенной занятости, а также создать и вести общедоступный реестр работодателей, у которых были обнаружены факты нелегальной занятости. Все усилия государства по борьбе с выплатой заработной платы "в конвертах" оправданны, так как это явление в первую очередь затрагивает законные права и интересы работников и напрямую угрожает экономической стабильности и безопасности государства.
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Само существование феномена "серых" зарплат и его распространенность свидетельствуют о том, что государство недостаточно контролирует эту проблему. Меры, планируемые для борьбы с ней, пока недостаточно эффективны. Работодатели и работники не заинтересованы в раскрытии своего участия в этой деятельности, и даже штрафы, предусмотренные законодательством за подобные правонарушения, не заставляют их отказаться от возможности уклонения от уплаты налогов и получения повышенной прибыли <8>. Для решения проблемы "серых" зарплат представляется целесообразным создание стимулов для работников и работодателей. В частности, можно пресекать попытки уменьшить сумму уплачиваемых налогов со стороны работодателя путем их снижения государством. Однако уровень государственных гарантий, в том числе социальных, предоставляемых населению, остается относительно низким. Большинство граждан считают, что пенсионное страхование ограничено столь незначительной суммой, что не мотивирует их работать официально и работать исключительно за "белую" зарплату. Социально-культурные меры по решению этой проблемы должны быть связаны с повышением экономической грамотности населения, знанием им своих законных прав в сфере трудовых отношений и развитием малого бизнеса. Кроме того, необходимо законодательно определить понятия "теневой" и платформенной занятости, а также создать и вести общедоступный реестр работодателей, у которых были обнаружены факты нелегальной занятости. Все усилия государства по борьбе с выплатой заработной платы "в конвертах" оправданны, так как это явление в первую очередь затрагивает законные права и интересы работников и напрямую угрожает экономической стабильности и безопасности государства.
Вопрос: О работе по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и ее оплате.
(Письмо Минтруда России от 25.10.2023 N 15-1/ООГ-4825)По вопросу о предоставлении повышенного размера оплаты труда за работу по совместительству во вредных условиях труда сообщаем, что в соответствии со статьей 287 Трудового кодекса гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
(Письмо Минтруда России от 25.10.2023 N 15-1/ООГ-4825)По вопросу о предоставлении повышенного размера оплаты труда за работу по совместительству во вредных условиях труда сообщаем, что в соответствии со статьей 287 Трудового кодекса гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Рассмотрим внешние и внутренние риски, негативно влияющие на реализацию названной третьей стратегической цели. Среди внешних обозначены два риска, один из которых - ухудшение криминогенной ситуации в стране, вследствие чего идет увеличение нагрузки на судей. Для этого назначены два главных мероприятия по управлению названными рисками: 1) расширение института специализации судов и судей; 2) внедрение механизмов досудебного и внесудебного урегулирования споров и примирения. Непроведение данных мероприятий может привести к ухудшению качества рассмотрения дел и нарушению сроков их рассмотрения, а также ущемлению конституционных прав граждан и юрлиц. Среди внутренних рисков обозначены три риска. Один из них - текучесть профессиональных кадров в судебной системе, во избежание чего назначено несколько мероприятий: 1) установление адекватной системы оплаты труда судейских работников; 2) обеспечение судебной системы высококвалифицированными кадрами, прошедшими жесткий отбор для кандидатов в судьи; 3) повышение профессионального и культурного уровня судей и работников аппарата судов в соответствии со специализацией по различным категориям дел. Существуют опасения того, что кадровый и финансовый недостатки в судейской системе создадут препятствия в достижении эффективности и доступности судов <22>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Рассмотрим внешние и внутренние риски, негативно влияющие на реализацию названной третьей стратегической цели. Среди внешних обозначены два риска, один из которых - ухудшение криминогенной ситуации в стране, вследствие чего идет увеличение нагрузки на судей. Для этого назначены два главных мероприятия по управлению названными рисками: 1) расширение института специализации судов и судей; 2) внедрение механизмов досудебного и внесудебного урегулирования споров и примирения. Непроведение данных мероприятий может привести к ухудшению качества рассмотрения дел и нарушению сроков их рассмотрения, а также ущемлению конституционных прав граждан и юрлиц. Среди внутренних рисков обозначены три риска. Один из них - текучесть профессиональных кадров в судебной системе, во избежание чего назначено несколько мероприятий: 1) установление адекватной системы оплаты труда судейских работников; 2) обеспечение судебной системы высококвалифицированными кадрами, прошедшими жесткий отбор для кандидатов в судьи; 3) повышение профессионального и культурного уровня судей и работников аппарата судов в соответствии со специализацией по различным категориям дел. Существуют опасения того, что кадровый и финансовый недостатки в судейской системе создадут препятствия в достижении эффективности и доступности судов <22>.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)При сдельно-прогрессивной системе за выработку сверх нормы оплата труда производится по повышенным расценкам. Например, оплата труда тракториста-машиниста, занятого на уборке зерновых и зернобобовых культур, может производиться по дифференцированным прогрессивно-возрастающим расценкам с учетом уровня выполнения задания. На весенне-полевых работах также могут применяться прогрессивно-возрастающие расценки или премирование за перевыполнение сменного задания при высоком качестве работ.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)При сдельно-прогрессивной системе за выработку сверх нормы оплата труда производится по повышенным расценкам. Например, оплата труда тракториста-машиниста, занятого на уборке зерновых и зернобобовых культур, может производиться по дифференцированным прогрессивно-возрастающим расценкам с учетом уровня выполнения задания. На весенне-полевых работах также могут применяться прогрессивно-возрастающие расценки или премирование за перевыполнение сменного задания при высоком качестве работ.