Постановка на кадастровый учет земельного участка под линейным объектом
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на кадастровый учет земельного участка под линейным объектом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2024 по делу N А33-13138/2023
Требование: Об установлении частного постоянного сервитута на часть земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Установление сервитута связано с необходимостью размещения (строительства/реконструкции) и обслуживания сооружения (его части) истцом линейного объекта, что не является препятствием использования ответчиком земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, в том числе, учитывая факт размещения спорного линейного объекта до постановки на кадастровый учет земельного участка (07.09.2021), права на которые в последующем приобретены ответчиком (09.06.2022), что следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН и иных документов, указанных выше.
Требование: Об установлении частного постоянного сервитута на часть земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Установление сервитута связано с необходимостью размещения (строительства/реконструкции) и обслуживания сооружения (его части) истцом линейного объекта, что не является препятствием использования ответчиком земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, в том числе, учитывая факт размещения спорного линейного объекта до постановки на кадастровый учет земельного участка (07.09.2021), права на которые в последующем приобретены ответчиком (09.06.2022), что следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН и иных документов, указанных выше.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2025 N 88а-1470/2025 (УИД 65RS0001-01-2024-006592-16)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам проведения кадастрового учета; 2) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что спорная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако земельный участок под автомобильной дорогой не поставлен на кадастровый учет. Допущенное со стороны органа местного самоуправления бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Довод административного ответчика об исключении автомобильной дороги по пер. Холмский г. Южно-Сахалинска из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, в связи с чем отсутствует необходимость образования и постановке на кадастровый учет земельного участка под автомобильной дорогой, основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является, поскольку это не свидетельствует о том, что автомобильная дорога по указанному переулку прекратила свое существование или не может быть отнесена к линейным объектам, объектам транспортной инфраструктуры по причине несоответствия ее установленным законодательством признакам автомобильных дорог. Такие доказательства административными ответчиками не представлены.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) По вопросам проведения кадастрового учета; 2) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что спорная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако земельный участок под автомобильной дорогой не поставлен на кадастровый учет. Допущенное со стороны органа местного самоуправления бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Довод административного ответчика об исключении автомобильной дороги по пер. Холмский г. Южно-Сахалинска из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, в связи с чем отсутствует необходимость образования и постановке на кадастровый учет земельного участка под автомобильной дорогой, основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является, поскольку это не свидетельствует о том, что автомобильная дорога по указанному переулку прекратила свое существование или не может быть отнесена к линейным объектам, объектам транспортной инфраструктуры по причине несоответствия ее установленным законодательством признакам автомобильных дорог. Такие доказательства административными ответчиками не представлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правовые пробелы в сфере оформления земельных отношений собственников и иных правообладателей линейных объектов частично восполнены правовыми позициями судов. В частности, Верховный Суд РФ (Определение ВС РФ от 21 ноября 2014 г. N 305-КГ14-4793; Определение ВС РФ от 24 ноября 2014 г. N 305-КГ14-3760) указал, что только под наземными частями линейного объекта земельный участок подлежит формированию и постановке на кадастровый учет в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правовые пробелы в сфере оформления земельных отношений собственников и иных правообладателей линейных объектов частично восполнены правовыми позициями судов. В частности, Верховный Суд РФ (Определение ВС РФ от 21 ноября 2014 г. N 305-КГ14-4793; Определение ВС РФ от 24 ноября 2014 г. N 305-КГ14-3760) указал, что только под наземными частями линейного объекта земельный участок подлежит формированию и постановке на кадастровый учет в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Размещение линейных объектов <1> на условиях публичного сервитута стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ). Этим Законом предусмотрена возможность строительства линейных объектов посредством оформления ограниченного права пользования земельными участками без их образования и постановки таких участков на кадастровый учет с регистрацией прав на них.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Размещение линейных объектов <1> на условиях публичного сервитута стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ). Этим Законом предусмотрена возможность строительства линейных объектов посредством оформления ограниченного права пользования земельными участками без их образования и постановки таких участков на кадастровый учет с регистрацией прав на них.
Нормативные акты
<Информация> Рослесхоза
"Разъяснение по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов"В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). Предложение Министерства лесного комплекса Иркутской области в целях устройства противопожарного разрыва вокруг населенных пунктов путем оформления участков земель лесного фонда по договорам аренды для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
"Разъяснение по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов"В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). Предложение Министерства лесного комплекса Иркутской области в целях устройства противопожарного разрыва вокруг населенных пунктов путем оформления участков земель лесного фонда по договорам аренды для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
<Письмо> Росреестра от 10.08.2023 N 01-7287-ТГ/23
<Об изменениях Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости">возможность осуществления государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, на основании декларации об объекте недвижимости без подготовки технического плана (часть 6.3 статьи 70);
<Об изменениях Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости">возможность осуществления государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, на основании декларации об объекте недвижимости без подготовки технического плана (часть 6.3 статьи 70);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Последний случай создает существенные риски для застройщика, так как несоответствие на "дату обращения за разрешением на ввод в эксплуатацию" означает, что появление зон с особыми условиями использования в период строительства при абсолютно легальном разрешении на строительство создает неконтролируемые застройщиком риски того, что объект не сможет быть введен в эксплуатацию. Разрешение (за исключением разрешения в отношении линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в разрешительный орган передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Разрешение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр <1>. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен в судебном порядке (гл. 22 КАС РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Последний случай создает существенные риски для застройщика, так как несоответствие на "дату обращения за разрешением на ввод в эксплуатацию" означает, что появление зон с особыми условиями использования в период строительства при абсолютно легальном разрешении на строительство создает неконтролируемые застройщиком риски того, что объект не сможет быть введен в эксплуатацию. Разрешение (за исключением разрешения в отношении линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в разрешительный орган передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Разрешение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр <1>. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен в судебном порядке (гл. 22 КАС РФ).
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
Готовое решение: Что нужно знать об объекте капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты капитального строительства - это здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, линейные объекты.
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты капитального строительства - это здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, линейные объекты.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)В судебной арбитражной практике общим критерием отнесения сооружений к капитальным объектам считается неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Иначе говоря, суды полагают необходимым применять к объектам капитального строительства характеристики недвижимой вещи <15>. Таким образом, линейный объект может быть признан самостоятельным объектом недвижимости и поставлен на кадастровый учет в случае, если он отвечает признакам недвижимой вещи в соответствии со ст. 130 ГК РФ - прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)В судебной арбитражной практике общим критерием отнесения сооружений к капитальным объектам считается неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Иначе говоря, суды полагают необходимым применять к объектам капитального строительства характеристики недвижимой вещи <15>. Таким образом, линейный объект может быть признан самостоятельным объектом недвижимости и поставлен на кадастровый учет в случае, если он отвечает признакам недвижимой вещи в соответствии со ст. 130 ГК РФ - прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.