Пособие по безработице сокращенным работникам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пособие по безработице сокращенным работникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 N 88-19934/2023 по делу N 2-9/2023 (УИД 39RS0014-01-2022-000646-32)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании выходного пособия; 4) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 5) О взыскании компенсации морального вреда; 6) Об изменении формулировки увольнения; 7) О признании незаконным увольнения по собственному желанию.
Обстоятельства: Полагая, что были введены в заблуждение, а также ссылаясь на оказанное давление со стороны командира войсковой части, истцы до истечения срока уведомления написали заявления об увольнении по собственному желанию.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылки кассатора на необходимость, по его мнению, выяснения обстоятельств постановки истцов на учет в качестве безработных, получения ими пособия по безработице, обстоятельств нового трудоустройства после увольнения по сокращению, не могут являться основанием для изменения размера взысканной судом компенсации морального вреда, поскольку в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" выплата заработной платы за второй и третий месяцы трудоустройства подлежат выплате непосредственно при увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, связанной с передислокацией воинской части, независимо от последующего трудоустройства. В настоящем случае такая компенсация не была выплачена, именно данный факт признан судом нарушением трудовых прав работников.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании выходного пособия; 4) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 5) О взыскании компенсации морального вреда; 6) Об изменении формулировки увольнения; 7) О признании незаконным увольнения по собственному желанию.
Обстоятельства: Полагая, что были введены в заблуждение, а также ссылаясь на оказанное давление со стороны командира войсковой части, истцы до истечения срока уведомления написали заявления об увольнении по собственному желанию.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылки кассатора на необходимость, по его мнению, выяснения обстоятельств постановки истцов на учет в качестве безработных, получения ими пособия по безработице, обстоятельств нового трудоустройства после увольнения по сокращению, не могут являться основанием для изменения размера взысканной судом компенсации морального вреда, поскольку в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" выплата заработной платы за второй и третий месяцы трудоустройства подлежат выплате непосредственно при увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, связанной с передислокацией воинской части, независимо от последующего трудоустройства. В настоящем случае такая компенсация не была выплачена, именно данный факт признан судом нарушением трудовых прав работников.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы по труду и занятости от 21.07.2023 N ПГ/15192-6-1 <О выплате среднего заработка уволенному совместителю за второй и третий месяцы>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Согласно ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса при увольнении работника в связи с сокращением численности или штата организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Эта выплата положена всем увольняемым по сокращению работникам. Если в течение месяца работник не может найти работу, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, сокращенный работник может получить пособие и за третий месяц безработицы. Но для этого нужно выполнить следующие условия:
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Согласно ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса при увольнении работника в связи с сокращением численности или штата организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Эта выплата положена всем увольняемым по сокращению работникам. Если в течение месяца работник не может найти работу, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, сокращенный работник может получить пособие и за третий месяц безработицы. Но для этого нужно выполнить следующие условия:
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода. При этом период, в течение которого безработному по последнему месту работы были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, не засчитывается в период выплаты пособия по безработице, установленный настоящим Федеральным законом.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода. При этом период, в течение которого безработному по последнему месту работы были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, не засчитывается в период выплаты пособия по безработице, установленный настоящим Федеральным законом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В целях сокращения безработицы и трудоустройства лиц с ограничениями по здоровью возможно также использование рабочих мест, предусматривающих разделение работы на части - выполнение на условиях сокращенного рабочего дня или частичной занятости работы, производимой ранее одним работником в течение полного рабочего дня. Так, в Канаде на основе соглашения работодателей, работников и правительства осуществляется программа разделения работы (WorkSharing Program <50>). Работникам, соглашающимся на сокращение продолжительности рабочего времени и разделение работы, предусматривается предоставление пособия по страхованию занятости <51>. Эта программа позволяет трудоустроить лиц, не имеющих по различным причинам, в том числе связанным с наличием ограничений по здоровью, возможности работать полный рабочий день, но желающих найти постоянное рабочее место. К числу недостатков такой формы занятости можно отнести увеличение административных издержек и наличие риска разделенной между работниками ответственности. Несмотря на недостатки такой формы занятости, она позволяет сократить уровень безработицы среди лиц с ограничениями по здоровью, а следовательно, должна найти отражение в трудовом законодательстве и законодательстве о занятости Российской Федерации.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В целях сокращения безработицы и трудоустройства лиц с ограничениями по здоровью возможно также использование рабочих мест, предусматривающих разделение работы на части - выполнение на условиях сокращенного рабочего дня или частичной занятости работы, производимой ранее одним работником в течение полного рабочего дня. Так, в Канаде на основе соглашения работодателей, работников и правительства осуществляется программа разделения работы (WorkSharing Program <50>). Работникам, соглашающимся на сокращение продолжительности рабочего времени и разделение работы, предусматривается предоставление пособия по страхованию занятости <51>. Эта программа позволяет трудоустроить лиц, не имеющих по различным причинам, в том числе связанным с наличием ограничений по здоровью, возможности работать полный рабочий день, но желающих найти постоянное рабочее место. К числу недостатков такой формы занятости можно отнести увеличение административных издержек и наличие риска разделенной между работниками ответственности. Несмотря на недостатки такой формы занятости, она позволяет сократить уровень безработицы среди лиц с ограничениями по здоровью, а следовательно, должна найти отражение в трудовом законодательстве и законодательстве о занятости Российской Федерации.
Статья: Предлагается расширить перечень лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)По мнению разработчика, трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. Это обусловлено тем, что при потере работы они имеют мало шансов на последующее трудоустройство и при этом не имеют права на получение пенсии. Без работы, без возможности получать достойную заработную плату работники предпенсионного возраста обречены на низкий размер будущей пенсии, что делает их крайне уязвимыми, и не только на рынке труда. По сравнению с ними работники, имеющие пенсию по старости, государством социально защищены и имеют ежемесячную финансовую поддержку, определенную на законодательном уровне, и не признаются безработными. А предпенсионеры имеют право на пособие по безработице на протяжении 12 месяцев, и для отдельных категорий граждан - не более 24 месяцев, что накладывает на государство дополнительные финансовые затраты.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)По мнению разработчика, трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. Это обусловлено тем, что при потере работы они имеют мало шансов на последующее трудоустройство и при этом не имеют права на получение пенсии. Без работы, без возможности получать достойную заработную плату работники предпенсионного возраста обречены на низкий размер будущей пенсии, что делает их крайне уязвимыми, и не только на рынке труда. По сравнению с ними работники, имеющие пенсию по старости, государством социально защищены и имеют ежемесячную финансовую поддержку, определенную на законодательном уровне, и не признаются безработными. А предпенсионеры имеют право на пособие по безработице на протяжении 12 месяцев, и для отдельных категорий граждан - не более 24 месяцев, что накладывает на государство дополнительные финансовые затраты.
Статья: Реализация права осужденных на справедливое вознаграждение за труд: зарубежный опыт
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)В Великобритании в течение стандартной рабочей недели каждому заключенному должно выплачиваться пособие, при этом предусматриваются отлучки от производственной деятельности с разрешения администрации учреждения, которые могут включать в себя: посещение режимных мероприятий, соблюдение религиозных обрядов (для заключенных нехристианской веры), встречи с сотрудниками учреждения, беседы по вопросам социального обеспечения, прохождение медосмотра и т.д. В данных случаях заработная плата заключенных не сокращается. Также заключенные имеют право на пособие по безработице, если они готовы работать, но учреждение не может найти подходящую работу или заключенный не может работать по объективным причинам. Пособие по безработице составляет минимум 2,50 фунта в неделю при пятидневной рабочей неделе.
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)В Великобритании в течение стандартной рабочей недели каждому заключенному должно выплачиваться пособие, при этом предусматриваются отлучки от производственной деятельности с разрешения администрации учреждения, которые могут включать в себя: посещение режимных мероприятий, соблюдение религиозных обрядов (для заключенных нехристианской веры), встречи с сотрудниками учреждения, беседы по вопросам социального обеспечения, прохождение медосмотра и т.д. В данных случаях заработная плата заключенных не сокращается. Также заключенные имеют право на пособие по безработице, если они готовы работать, но учреждение не может найти подходящую работу или заключенный не может работать по объективным причинам. Пособие по безработице составляет минимум 2,50 фунта в неделю при пятидневной рабочей неделе.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 14)Напомним, не так давно КС РФ запретил лишать сокращаемого с основной работы сотрудника выплат, полагающихся при увольнении, из-за того, что у него есть работа по совместительству <1>. Ведь такая работа не становится основной автоматически. А человек лишается дохода, который он получал на основной работе, и пособие по безработице ему не положено - он продолжает быть трудоустроенным как совместитель.
("Главная книга", 2025, N 14)Напомним, не так давно КС РФ запретил лишать сокращаемого с основной работы сотрудника выплат, полагающихся при увольнении, из-за того, что у него есть работа по совместительству <1>. Ведь такая работа не становится основной автоматически. А человек лишается дохода, который он получал на основной работе, и пособие по безработице ему не положено - он продолжает быть трудоустроенным как совместитель.
Вопрос: О выплате единовременной компенсации в размере среднего месячного заработка за второй месяц, если уволенный в связи с сокращением пенсионер не обращался в службу занятости для трудоустройства.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 19.12.2022 N 77/7-41386-22-ОБ/10-44050-ОБ/18-593)Вопрос: В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ уволенному в связи с сокращением должности работнику было выплачено выходное пособие за первый месяц со дня увольнения.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 19.12.2022 N 77/7-41386-22-ОБ/10-44050-ОБ/18-593)Вопрос: В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ уволенному в связи с сокращением должности работнику было выплачено выходное пособие за первый месяц со дня увольнения.
Статья: Конституционная терминология в праве социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Социальное обеспечение в условиях формирования и функционирования системы социальной защиты выступает в качестве важнейшей ее подсистемы, которая дополняется другими моделями и механизмами защиты от социальных рисков. Например, защита от социального риска безработицы может носить превентивный характер и предоставляться в форме обеспечения доступности получения профессионального образования, стабильности трудовых отношений (в том числе посредством установления исчерпывающего перечня оснований увольнения по инициативе работодателя, а также комплекса гарантий на случай высвобождения работников при проведении сокращения численности или штата и т.п.), организационных гарантий по содействию занятости (в частности, посредством деятельности органов службы занятости) и т.д. Если перечисленные меры оказались неэффективными и социальный риск безработицы все же реализовался, гражданин при соблюдении установленных законом условий может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице, которое будет предоставляться за счет средств федерального бюджета. Следовательно, социальное обеспечение сохраняет свои основные признаки как комплекс мер, предоставляемых государством за счет публичных ресурсов в случаях, размерах и на условиях, установленных законом. Однако, помимо этого, в системе социальной защиты предусматриваются и меры профилактики социальных рисков, а также дополнительные социальные предоставления при их реализации. Так, в вышеприведенном примере из сферы обеспечения занятости гражданину могут быть предоставлены дополнительные меры социальной защиты на основании коллективных договоров или соглашений либо гражданско-правовых договоров страхования на случай безработицы, в которых страхователем может выступать как работодатель, так и сам гражданин.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Социальное обеспечение в условиях формирования и функционирования системы социальной защиты выступает в качестве важнейшей ее подсистемы, которая дополняется другими моделями и механизмами защиты от социальных рисков. Например, защита от социального риска безработицы может носить превентивный характер и предоставляться в форме обеспечения доступности получения профессионального образования, стабильности трудовых отношений (в том числе посредством установления исчерпывающего перечня оснований увольнения по инициативе работодателя, а также комплекса гарантий на случай высвобождения работников при проведении сокращения численности или штата и т.п.), организационных гарантий по содействию занятости (в частности, посредством деятельности органов службы занятости) и т.д. Если перечисленные меры оказались неэффективными и социальный риск безработицы все же реализовался, гражданин при соблюдении установленных законом условий может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице, которое будет предоставляться за счет средств федерального бюджета. Следовательно, социальное обеспечение сохраняет свои основные признаки как комплекс мер, предоставляемых государством за счет публичных ресурсов в случаях, размерах и на условиях, установленных законом. Однако, помимо этого, в системе социальной защиты предусматриваются и меры профилактики социальных рисков, а также дополнительные социальные предоставления при их реализации. Так, в вышеприведенном примере из сферы обеспечения занятости гражданину могут быть предоставлены дополнительные меры социальной защиты на основании коллективных договоров или соглашений либо гражданско-правовых договоров страхования на случай безработицы, в которых страхователем может выступать как работодатель, так и сам гражданин.
Статья: Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)в большей мере учитывать при правовом регулировании труда семейные обязанности работников обоего пола. Например, предусмотреть для них сокращение рабочего времени при наличии малолетних детей либо других членов семьи, нуждающихся в постоянном уходе;
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)в большей мере учитывать при правовом регулировании труда семейные обязанности работников обоего пола. Например, предусмотреть для них сокращение рабочего времени при наличии малолетних детей либо других членов семьи, нуждающихся в постоянном уходе;
Статья: Теория стимулирующей (эффективной) оплаты труда: экономическое содержание и правовая форма
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Поскольку в каждой фирме занято слишком мало работников, постольку с издержками найма слишком большого числа работников столкнутся именно конкретные фирмы, ориентируясь на свои текущие потребности, а сокращение численности работников всегда затратно (выходные пособия, согласования с профсоюзами и др.). Напротив, издержки безработицы в целом разделяются как конкретной фирмой, так и ее конкурентами, фактически всеми экономически активными субъектами, которые платят налоги в стране. Это означает, что фирмы не интернализируют (не включают в цену товара) внешний эффект (воздействие не зависящих от них факторов) в виде издержки безработицы, так как они не учитывают, насколько крупномасштабная безработица наносит вред всему обществу при оценке собственных затрат. Это приводит к отрицательным внешним эффектам, поскольку предельные социальные издержки превышают предельные издержки фирмы, причем одним из каналов таких издержек выступает падение платежеспособного спроса населения.
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Поскольку в каждой фирме занято слишком мало работников, постольку с издержками найма слишком большого числа работников столкнутся именно конкретные фирмы, ориентируясь на свои текущие потребности, а сокращение численности работников всегда затратно (выходные пособия, согласования с профсоюзами и др.). Напротив, издержки безработицы в целом разделяются как конкретной фирмой, так и ее конкурентами, фактически всеми экономически активными субъектами, которые платят налоги в стране. Это означает, что фирмы не интернализируют (не включают в цену товара) внешний эффект (воздействие не зависящих от них факторов) в виде издержки безработицы, так как они не учитывают, насколько крупномасштабная безработица наносит вред всему обществу при оценке собственных затрат. Это приводит к отрицательным внешним эффектам, поскольку предельные социальные издержки превышают предельные издержки фирмы, причем одним из каналов таких издержек выступает падение платежеспособного спроса населения.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, признанному в установленном порядке безработным, но не трудоустроенному в период, в течение которого ему по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, признанному в установленном порядке безработным, но не трудоустроенному в период, в течение которого ему по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
Статья: Решение кадровых задач из зала суда
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 6)- нельзя лишить сокращаемого с основной работы сотрудника выплат, полагающихся при увольнении по сокращению, из-за того, что у него есть работа по совместительству. Во-первых, работа по совместительству не становится основной автоматически, без соглашения сторон. Во-вторых, человек лишается той части дохода, которую он получал на основной работе. А пособие по безработице ему не положено, так как он продолжает быть трудоустроенным на работе по совместительству;
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 6)- нельзя лишить сокращаемого с основной работы сотрудника выплат, полагающихся при увольнении по сокращению, из-за того, что у него есть работа по совместительству. Во-первых, работа по совместительству не становится основной автоматически, без соглашения сторон. Во-вторых, человек лишается той части дохода, которую он получал на основной работе. А пособие по безработице ему не положено, так как он продолжает быть трудоустроенным на работе по совместительству;