Последствия нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Удовлетворяя требование о признании недействительным договора аренды земельных участков, заключенного ответчиками, применении последствий недействительности сделки, суд в порядке статьи 39.2, статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ пришел к выводу о том, что предоставленные ответчику в аренду земли сельскохозяйственного назначения используются не по целевому назначению (для добычи полезных ископаемых), при этом перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земли используются не только для добычи полезных ископаемых, но и как сельскохозяйственные, не представлено, учитывая, что данное обстоятельство не подтверждает действительность договора аренды земельных участков, поскольку допускается заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации согласно ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Удовлетворяя требование о признании недействительным договора аренды земельных участков, заключенного ответчиками, применении последствий недействительности сделки, суд в порядке статьи 39.2, статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ пришел к выводу о том, что предоставленные ответчику в аренду земли сельскохозяйственного назначения используются не по целевому назначению (для добычи полезных ископаемых), при этом перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земли используются не только для добычи полезных ископаемых, но и как сельскохозяйственные, не представлено, учитывая, что данное обстоятельство не подтверждает действительность договора аренды земельных участков, поскольку допускается заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации согласно ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Аналогичную роль основания прекращения права собственности выполняет решение суда, в соответствии с которым производится принудительная продажа или передача в государственную или муниципальную собственность имущества, которое по основаниям, допускаемым законом, оказалось в собственности лица, но в силу закона не может ему принадлежать. Такие последствия могут наступить, если, например, в собственности иностранного лица окажется земельный участок из фонда земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запрещает иностранным лицам иметь на праве собственности такие участки.
Статья: Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2016, N 3)Закон Российской Федерации "О недрах" <11> не только широко оперирует этим понятием, но и устанавливает систему основных требований по рациональному использованию недр (ст. 23 и др.). Непоследовательной представляется позиция Земельного кодекса Российской Федерации <12> (далее - Земельный кодекс), не дающего представления о критериях рационального использования земель и рассматривающего его в качестве одной из целей их охраны (ст. 12). Земельный кодекс (п. 6 ст. 11.9) также связывает понятие "рациональное использование" с конфигурациями земельных участков, усматривая в перечисленных в этой норме недостатках (вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости) препятствия для рационального использования земель. Другие положения Земельного кодекса (пп. 1 п. 2 ст. 45) предусматривают возможность прекращения права (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок в случае его использования с грубым нарушением правил рационального использования. Под грубым нарушением Земельный кодекс подразумевает нецелевое использование земельного участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, значительное ухудшение экологической обстановки. Остается открытым вопрос о допустимости, критериях и правовых последствиях негрубого нарушения (несоблюдения) правил рационального использования земли. Вероятно, целесообразно просто перечислить в Земельном кодексе эти общие правила рационального использования либо для земель разного целевого назначения, либо как систему общих правил (требований) для земель любых категорий.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2016, N 3)Закон Российской Федерации "О недрах" <11> не только широко оперирует этим понятием, но и устанавливает систему основных требований по рациональному использованию недр (ст. 23 и др.). Непоследовательной представляется позиция Земельного кодекса Российской Федерации <12> (далее - Земельный кодекс), не дающего представления о критериях рационального использования земель и рассматривающего его в качестве одной из целей их охраны (ст. 12). Земельный кодекс (п. 6 ст. 11.9) также связывает понятие "рациональное использование" с конфигурациями земельных участков, усматривая в перечисленных в этой норме недостатках (вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости) препятствия для рационального использования земель. Другие положения Земельного кодекса (пп. 1 п. 2 ст. 45) предусматривают возможность прекращения права (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок в случае его использования с грубым нарушением правил рационального использования. Под грубым нарушением Земельный кодекс подразумевает нецелевое использование земельного участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, значительное ухудшение экологической обстановки. Остается открытым вопрос о допустимости, критериях и правовых последствиях негрубого нарушения (несоблюдения) правил рационального использования земли. Вероятно, целесообразно просто перечислить в Земельном кодексе эти общие правила рационального использования либо для земель разного целевого назначения, либо как систему общих правил (требований) для земель любых категорий.
Нормативные акты
Постановление N 25 Совета Министров Союзного государства
"Об итогах выполнения программы Союзного государства "Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" ("Мониторинг-СГ")"
(Вместе с "Итоговым отчетом...", "Дополнением...", "Перечнем имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства...", "Комплексом мероприятий по обеспечению использования результатов реализации программы...")
(Принято в г. Бресте 13.12.2018)Земли сельскохозяйственного назначения в России и Беларуси являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность населения. Нерациональное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ведет к их деградации, которая заключается в утрате плодородия, зарастания, засорения, нецелевого использования и иных негативных последствий, отрицательно влияющих на возможность получения сельскохозяйственной продукции. Для обеспечения рационального использования необходимо осуществление мониторинга земельного фонда.
"Об итогах выполнения программы Союзного государства "Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" ("Мониторинг-СГ")"
(Вместе с "Итоговым отчетом...", "Дополнением...", "Перечнем имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства...", "Комплексом мероприятий по обеспечению использования результатов реализации программы...")
(Принято в г. Бресте 13.12.2018)Земли сельскохозяйственного назначения в России и Беларуси являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность населения. Нерациональное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ведет к их деградации, которая заключается в утрате плодородия, зарастания, засорения, нецелевого использования и иных негативных последствий, отрицательно влияющих на возможность получения сельскохозяйственной продукции. Для обеспечения рационального использования необходимо осуществление мониторинга земельного фонда.
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ
"По проекту федерального закона N 738382-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(первое чтение)Обращаем внимание на характер административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.8 Кодекса. В частности, такие административные правонарушения как использование земельного участка не по целевому назначению или неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, по нашему мнению, носят длящийся характер. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" негативные последствия за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения наступают, если земельный участок не используется в течение трех и более лет подряд. С учетом изложенного полагаем, что возможность применения для фиксации подобных административных правонарушений работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, нуждается в дополнительном обосновании.
"По проекту федерального закона N 738382-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(первое чтение)Обращаем внимание на характер административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.8 Кодекса. В частности, такие административные правонарушения как использование земельного участка не по целевому назначению или неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, по нашему мнению, носят длящийся характер. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" негативные последствия за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения наступают, если земельный участок не используется в течение трех и более лет подряд. С учетом изложенного полагаем, что возможность применения для фиксации подобных административных правонарушений работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, нуждается в дополнительном обосновании.
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий"
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2010)2. Статья 46 ЗК предусматривает основания прекращения права аренды, в том числе: использование не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к определенной категории земель; использование, влекущее существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшение экологической обстановки; неустранение умышленного земельного правонарушения; неиспользование участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях. Названные основания могут быть предусмотрены в договоре аренды, и тогда прекращение права аренды возможно по правилам договорного права: по инициативе одной из сторон - арендодателя в связи с ненадлежащим исполнением договора. Но даже если в договоре прямо не названы такие основания и такие последствия, использование земельного участка не по целевому назначению (если в договоре аренды указана цель), а также ухудшение имущества арендодателя могут рассматриваться как основания для расторжения договора аренды. В остальных случаях возможно применение по аналогии порядка, предусмотренного ст. 54 ЗК.
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2010)2. Статья 46 ЗК предусматривает основания прекращения права аренды, в том числе: использование не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к определенной категории земель; использование, влекущее существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшение экологической обстановки; неустранение умышленного земельного правонарушения; неиспользование участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях. Названные основания могут быть предусмотрены в договоре аренды, и тогда прекращение права аренды возможно по правилам договорного права: по инициативе одной из сторон - арендодателя в связи с ненадлежащим исполнением договора. Но даже если в договоре прямо не названы такие основания и такие последствия, использование земельного участка не по целевому назначению (если в договоре аренды указана цель), а также ухудшение имущества арендодателя могут рассматриваться как основания для расторжения договора аренды. В остальных случаях возможно применение по аналогии порядка, предусмотренного ст. 54 ЗК.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, являющийся главой фермерского хозяйства, предполагает получить в 2013 г. грант на создание фермерского хозяйства в целях приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Признаются ли средства в виде такого гранта объектом налогообложения по НДФЛ? Каковы последствия их нецелевого использования?
(Консультация эксперта, 2012)Вопрос: Индивидуальный предприниматель, являющийся главой фермерского хозяйства, предполагает получить в 2013 г. грант на создание фермерского хозяйства в целях приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
(Консультация эксперта, 2012)Вопрос: Индивидуальный предприниматель, являющийся главой фермерского хозяйства, предполагает получить в 2013 г. грант на создание фермерского хозяйства в целях приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья: Как сохранить сельхозугодья страны. Органы прокуратуры Российской Федерации проводят целенаправленную работу по устранению нарушений в сфере оборота сельскохозяйственных земель
(Данилов Д.Ю., Головин А.А.)
("Прокурор", 2015, N 3)Земли Российской Федерации составляют земельный фонд страны. Одной из категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Указанные земли выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв. К этой категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям, казачьим обществам и родовым общинам, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. Кроме того, в общую площадь таких земель вошли площади, занятые земельными долями. Их можно использовать для сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). В настоящее время обеспечение законности в сфере земельных отношений имеет принципиальное значение. Нарушения при распоряжении и использовании сельскохозяйственных земель влекут порой необратимые негативные последствия как для экологической обстановки, так и для экономики государства.
(Данилов Д.Ю., Головин А.А.)
("Прокурор", 2015, N 3)Земли Российской Федерации составляют земельный фонд страны. Одной из категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Указанные земли выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв. К этой категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям, казачьим обществам и родовым общинам, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. Кроме того, в общую площадь таких земель вошли площади, занятые земельными долями. Их можно использовать для сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). В настоящее время обеспечение законности в сфере земельных отношений имеет принципиальное значение. Нарушения при распоряжении и использовании сельскохозяйственных земель влекут порой необратимые негативные последствия как для экологической обстановки, так и для экономики государства.
Вопрос: Какие правовые последствия ожидают участников земельных правоотношений в случае выявления должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости земельных участков, используемых не по целевому назначению?
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006)Ответ: В соответствии со ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006)Ответ: В соответствии со ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья: Тенденции в изменении подходов законодателя к установлению и обеспечению правового режима земельных участков
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 2)1) принадлежностью к категории земель; при этом земельным законодательством в достаточной мере урегулированы состав таких категорий, порядок перевода из одной в другую, последствия нарушения такого режима - нецелевого использования участков;
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 2)1) принадлежностью к категории земель; при этом земельным законодательством в достаточной мере урегулированы состав таких категорий, порядок перевода из одной в другую, последствия нарушения такого режима - нецелевого использования участков;
Статья: Изъятие земельного участка у собственника ввиду его нецелевого или ненадлежащего использования как самостоятельное основание прекращения права собственности
(Матвеев П.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 1)Таким образом, совершение земельного правонарушения - нецелевое или ненадлежащее использование земельного участка - влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для собственника земли не только в виде привлечения к административной ответственности, но и принудительное прекращение права собственности путем продажи земельного участка с публичных торгов. При этом первоначально законодатель установил в 2016 г. специальный порядок изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, и только с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был утвержден общий порядок прекращения права частной собственности на землю. Для совершенствования рассматриваемого межотраслевого института предлагается детализировать порядок проведения торгов, введя запрет отдельным субъектам (собственник, члены его семьи и т.д.) участвовать в торгах.
(Матвеев П.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 1)Таким образом, совершение земельного правонарушения - нецелевое или ненадлежащее использование земельного участка - влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для собственника земли не только в виде привлечения к административной ответственности, но и принудительное прекращение права собственности путем продажи земельного участка с публичных торгов. При этом первоначально законодатель установил в 2016 г. специальный порядок изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, и только с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был утвержден общий порядок прекращения права частной собственности на землю. Для совершенствования рассматриваемого межотраслевого института предлагается детализировать порядок проведения торгов, введя запрет отдельным субъектам (собственник, члены его семьи и т.д.) участвовать в торгах.