Порядок внесения изменений в Конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в Конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года как "локомотив" конституционных реформ в странах СНГ
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)4. Связанные с изменением порядка внесения поправок в Конституцию: согласно ч. 2 ст. 139 изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период в том числе военного положения (ранее только в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей).
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)4. Связанные с изменением порядка внесения поправок в Конституцию: согласно ч. 2 ст. 139 изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период в том числе военного положения (ранее только в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей).
Нормативные акты
Статья: Рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации дела о конституционных изменениях 2020 г.: материально-правовые и процессуальные особенности
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Во-вторых, в данном случае речь идет не об обязательном, а о факультативном конституционном контроле. Президент РФ по своему усмотрению решает, какие из внесенных законопроектов следует направить на проверку КС РФ. Иное потребовало бы изменения положения ст. 136 Конституции РФ о порядке внесения поправок в Конституцию РФ, что, как известно, возможно только посредством принятия нового Основного Закона.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Во-вторых, в данном случае речь идет не об обязательном, а о факультативном конституционном контроле. Президент РФ по своему усмотрению решает, какие из внесенных законопроектов следует направить на проверку КС РФ. Иное потребовало бы изменения положения ст. 136 Конституции РФ о порядке внесения поправок в Конституцию РФ, что, как известно, возможно только посредством принятия нового Основного Закона.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Цифровизация государственного управления не может существовать без нормативного закрепления в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Во-первых, необходимо в субъектах РФ предусмотреть право каждого гражданина на цифровизацию при обращении в органы публичной власти. Во-вторых, в конституции и уставы субъектов надо внести правовые нормы, конкретизирующие цифровизацию государственного управления. В-третьих, в практике возникает необходимость определения механизма и внедрения цифрового порядка внесения изменений в конституции и уставы субъектов РФ. Предложенные варианты решения проблемы будут способствовать повышению уровня цифрового диалога населения и власти.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Цифровизация государственного управления не может существовать без нормативного закрепления в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Во-первых, необходимо в субъектах РФ предусмотреть право каждого гражданина на цифровизацию при обращении в органы публичной власти. Во-вторых, в конституции и уставы субъектов надо внести правовые нормы, конкретизирующие цифровизацию государственного управления. В-третьих, в практике возникает необходимость определения механизма и внедрения цифрового порядка внесения изменений в конституции и уставы субъектов РФ. Предложенные варианты решения проблемы будут способствовать повышению уровня цифрового диалога населения и власти.
Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества в обеспечении защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)А.Л. Бредихин и Е.Д. Проценко важность указанных конституционных новаций связывают с особым порядком внесения поправок и изменений в Конституцию, что является "дополнительной гарантией сохранения территориальной целостности России в долгой перспективе вне зависимости от того, какие политические силы придут к власти" [Бредихин А.Л., Проценко Е.Д., 2020, с. 22].
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)А.Л. Бредихин и Е.Д. Проценко важность указанных конституционных новаций связывают с особым порядком внесения поправок и изменений в Конституцию, что является "дополнительной гарантией сохранения территориальной целостности России в долгой перспективе вне зависимости от того, какие политические силы придут к власти" [Бредихин А.Л., Проценко Е.Д., 2020, с. 22].
Статья: Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Конституционно-правовая теория традиционно отделяет порядок внесения поправок и пересмотр Конституции, что следует из главы 9 Основного Закона, который с точки зрения юридической техники также разделяет эти две процессуальные категории. Выбор зависит от того, какие главы Конституции необходимо подвергнуть изменениям.
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Конституционно-правовая теория традиционно отделяет порядок внесения поправок и пересмотр Конституции, что следует из главы 9 Основного Закона, который с точки зрения юридической техники также разделяет эти две процессуальные категории. Выбор зависит от того, какие главы Конституции необходимо подвергнуть изменениям.
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Так, например, конституции республик во многом дублируют построение Конституции России: их начальные разделы посвящены закреплению основ конституционного строя, затем следуют разделы о правах и свободах человека, о республике как субъекте РФ, об органах государственной власти республики, о местном самоуправлении и о порядке внесения изменений в конституцию. Основы конституционного строя закрепляют статус республики как правового демократического государства в составе России, социального государства, светского государства, устанавливают приоритет прав и свобод человека, народовластие, равноправие народов республики, принцип разделения властей, равенство всех форм собственности, идеологическое и политическое многообразие. Указанные положения предопределены основами конституционного строя России и не могут даже в случае текстуального расхождения с положениями федеральной Конституции толковаться в ином смысле.
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Так, например, конституции республик во многом дублируют построение Конституции России: их начальные разделы посвящены закреплению основ конституционного строя, затем следуют разделы о правах и свободах человека, о республике как субъекте РФ, об органах государственной власти республики, о местном самоуправлении и о порядке внесения изменений в конституцию. Основы конституционного строя закрепляют статус республики как правового демократического государства в составе России, социального государства, светского государства, устанавливают приоритет прав и свобод человека, народовластие, равноправие народов республики, принцип разделения властей, равенство всех форм собственности, идеологическое и политическое многообразие. Указанные положения предопределены основами конституционного строя России и не могут даже в случае текстуального расхождения с положениями федеральной Конституции толковаться в ином смысле.
Статья: Надконституционные нормы в конституционном праве
(Шустров Д.Г.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Конституционная надконституционность понимается в иерархическом смысле как признание существования иерархии конституционных норм, предполагающей, что некоторые из них обладают большей юридической силой, чем другие, являются более значимыми, находятся выше в нормативной иерархии и обладают повышенной защитой. В основание конституционной надконституционности заложен аргумент иерархической дифференциации. Подобно тому, как существуют различия в правовой значимости между конституцией и простым законом, может и должно существовать различие между надконституционными и остальными нормами конституции. Конституция стоит выше закона, и с помощью законодательной процедуры нельзя изменить конституцию, точно так же надконституционные нормы стоят выше остальных норм конституции, и с помощью порядка внесения поправок к конституции нельзя изменить надконституционные нормы.
(Шустров Д.Г.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Конституционная надконституционность понимается в иерархическом смысле как признание существования иерархии конституционных норм, предполагающей, что некоторые из них обладают большей юридической силой, чем другие, являются более значимыми, находятся выше в нормативной иерархии и обладают повышенной защитой. В основание конституционной надконституционности заложен аргумент иерархической дифференциации. Подобно тому, как существуют различия в правовой значимости между конституцией и простым законом, может и должно существовать различие между надконституционными и остальными нормами конституции. Конституция стоит выше закона, и с помощью законодательной процедуры нельзя изменить конституцию, точно так же надконституционные нормы стоят выше остальных норм конституции, и с помощью порядка внесения поправок к конституции нельзя изменить надконституционные нормы.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.
Статья: Современное конституционное реформирование Японии
(Старостина И.А., Амара М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)При этом позиция ЛДП основывалась на подходе о том, что обсуждение Закона о референдуме направлено на улучшение порядка внесения поправок в Конституцию и оно должно быть обсуждением только в том случае, если будет обсуждение самой Конституции, и что, таким образом, обсуждение реформы Закона о референдуме и обсуждение реформы Конституции взаимосвязаны и должны проводиться параллельно.
(Старостина И.А., Амара М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)При этом позиция ЛДП основывалась на подходе о том, что обсуждение Закона о референдуме направлено на улучшение порядка внесения поправок в Конституцию и оно должно быть обсуждением только в том случае, если будет обсуждение самой Конституции, и что, таким образом, обсуждение реформы Закона о референдуме и обсуждение реформы Конституции взаимосвязаны и должны проводиться параллельно.
Статья: Современное понимание конституции, или Почему конституция не основной закон государства
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации изменяет конституционный текст, а, соответственно, его нормы обладают такой же юридической силой и свойством в предназначении конституционного регулирования, что и сама Конституция. Следовательно, нормы закона о поправке являются конституционными нормами временного характера, которые после вступления их в силу становятся постоянными нормами Конституции. Кстати, не может не вызывать недоумение обстоятельство, связанное с порядком внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Автор данной статьи уже указывал на недоработанность положений гл. 9 Конституции в части порядка принятия конституционных поправок <23>. Несовершенство процедуры принятия и внесения изменений в главы с 3 по 8 Конституции подтверждается принятием трех (!) постановлений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании норм Конституции. Более того, юридически абсурдным выглядит принятие Федерального закона от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступление в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <24>, так как, на наш взгляд, недопустимо и юридически нелепо регламентировать процесс внесения изменений в Конституцию актом нижестоящий юридической силы - федеральным законом (!). Что мешало законодателю в период разработки текста Конституции Российской Федерации предусмотреть особенности порядка внесения поправок и пересмотра Конституции и закрепить их в самой Конституции, как того требуют правила юридической техники, да и сама логика? Видимо, спешка, проявленная в период разработки проекта отечественной Конституции в 1992 - 1993 гг., сказалась на качестве изложения ее норм.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации изменяет конституционный текст, а, соответственно, его нормы обладают такой же юридической силой и свойством в предназначении конституционного регулирования, что и сама Конституция. Следовательно, нормы закона о поправке являются конституционными нормами временного характера, которые после вступления их в силу становятся постоянными нормами Конституции. Кстати, не может не вызывать недоумение обстоятельство, связанное с порядком внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Автор данной статьи уже указывал на недоработанность положений гл. 9 Конституции в части порядка принятия конституционных поправок <23>. Несовершенство процедуры принятия и внесения изменений в главы с 3 по 8 Конституции подтверждается принятием трех (!) постановлений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании норм Конституции. Более того, юридически абсурдным выглядит принятие Федерального закона от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступление в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <24>, так как, на наш взгляд, недопустимо и юридически нелепо регламентировать процесс внесения изменений в Конституцию актом нижестоящий юридической силы - федеральным законом (!). Что мешало законодателю в период разработки текста Конституции Российской Федерации предусмотреть особенности порядка внесения поправок и пересмотра Конституции и закрепить их в самой Конституции, как того требуют правила юридической техники, да и сама логика? Видимо, спешка, проявленная в период разработки проекта отечественной Конституции в 1992 - 1993 гг., сказалась на качестве изложения ее норм.
Статья: Ресурсы доверия и международная политика Индии в формате BRICS
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Доверие в Основном законе государства. Конституция Индии 1950 г. весьма объемна и включает в себя преамбулу, 448 статей, 12 приложений, в нее внесены 103 поправки. В Конституцию Индии ее основатели постарались погрузить все самое лучшее, на их взгляд, из конституций других прогрессивных на том этапе времени государств. Крайне простой порядок внесения поправок сделал конституцию максимально гибкой, в духе времени перемен. В Конституции Индии содержатся статьи, включающие в себя вопросы доверия. Так, например, ст. 261, п. 1: "На всей территории Индии оказывается полное доверие публичным актам, документам и судопроизводству Союза и каждого Штата" <7>. Это очень важный пункт ввиду разобщенности общества, который призван централизовать и распространить законодательную власть во всех, даже самых отдаленных, штатах.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Доверие в Основном законе государства. Конституция Индии 1950 г. весьма объемна и включает в себя преамбулу, 448 статей, 12 приложений, в нее внесены 103 поправки. В Конституцию Индии ее основатели постарались погрузить все самое лучшее, на их взгляд, из конституций других прогрессивных на том этапе времени государств. Крайне простой порядок внесения поправок сделал конституцию максимально гибкой, в духе времени перемен. В Конституции Индии содержатся статьи, включающие в себя вопросы доверия. Так, например, ст. 261, п. 1: "На всей территории Индии оказывается полное доверие публичным актам, документам и судопроизводству Союза и каждого Штата" <7>. Это очень важный пункт ввиду разобщенности общества, который призван централизовать и распространить законодательную власть во всех, даже самых отдаленных, штатах.