Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023 N 88-8626/2023 (УИД 72MS0068-01-2022-007171-27)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец указал, что в период получения пособия по безработице ответчица была трудоустроена.
Решение: Отказано.В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460, постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", действующего на момент спорных правоотношений), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец указал, что в период получения пособия по безработице ответчица была трудоустроена.
Решение: Отказано.В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460, постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", действующего на момент спорных правоотношений), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 N 88-2724/2023 по делу N 2-795/2022
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании перечисленной суммы пособия.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что ответчица при подаче заявления на портале "Работа в России" указала недостоверные данные при заполнении блока "адрес места жительства", у нее отсутствовали правовые основания для приобретения статуса безработной и назначения пособия по безработице.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 21 ноября 2014 года N 1868-О, исходил из того, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании перечисленной суммы пособия.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что ответчица при подаче заявления на портале "Работа в России" указала недостоверные данные при заполнении блока "адрес места жительства", у нее отсутствовали правовые основания для приобретения статуса безработной и назначения пособия по безработице.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 21 ноября 2014 года N 1868-О, исходил из того, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Зарегистрируйтесь в целях поиска подходящей работы
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Зарегистрируйтесь в целях поиска подходящей работы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНИНОМ И ГРАЖДАНИНОМ,
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНИНОМ И ГРАЖДАНИНОМ,
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 22. Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 22. Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы
Постановление Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 485 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 17.04.2020).
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 485 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 17.04.2020).
Статья: Вступит в силу новый закон "О занятости населения в Российской Федерации"
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)Кроме этого, проектом расширяется перечень государственных услуг в сфере занятости, которые в настоящий момент могут быть предоставлены только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Государственная услуга по социальной адаптации станет доступной и для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 5)Кроме этого, проектом расширяется перечень государственных услуг в сфере занятости, которые в настоящий момент могут быть предоставлены только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Государственная услуга по социальной адаптации станет доступной и для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)13. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)13. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" признает безработными граждан, "которые признаны таковыми в порядке, предусмотренном законом" (статьи 2, 23 Федерального закона "О занятости") <20>. К ним относятся трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О занятости"). Для получения пособия по безработице он требует от гражданина не только отсутствия у него работы, но и, например, "добросовестного поведения", что прямо противоречит идеологии и принципам социального страхования. В частности, статья 25 этого Закона в качестве оснований для снятия граждан с регистрационного учета и прекращения выплаты пособий по безработицы, кроме как истечения определенного срока с даты признания гражданина безработным (12, 18, 36 месяцев в зависимости от особенностей назначения пособий гражданам, например, для "предпенсионеров"), предусматривает и его "неправомерные действия". Среди таковых, например, статья 24 признает:
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" признает безработными граждан, "которые признаны таковыми в порядке, предусмотренном законом" (статьи 2, 23 Федерального закона "О занятости") <20>. К ним относятся трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О занятости"). Для получения пособия по безработице он требует от гражданина не только отсутствия у него работы, но и, например, "добросовестного поведения", что прямо противоречит идеологии и принципам социального страхования. В частности, статья 25 этого Закона в качестве оснований для снятия граждан с регистрационного учета и прекращения выплаты пособий по безработицы, кроме как истечения определенного срока с даты признания гражданина безработным (12, 18, 36 месяцев в зависимости от особенностей назначения пособий гражданам, например, для "предпенсионеров"), предусматривает и его "неправомерные действия". Среди таковых, например, статья 24 признает:
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)В ст. 24 Закона значительно расширены основания отказа признания гражданина безработным. Здесь появились новые основания, когда безработным не может быть признан гражданин, являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов; обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания; не прошедший профилирование в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о занятости с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан; являющийся плательщиком налога на профессиональный доход и др.
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Российская Федерация в период пандемии также предпринимала активные действия по укреплению государственной системы здравоохранения и оказанию мер социальной поддержки безработным, семьям с детьми и другим социально уязвимым группам населения, включая инвалидов. Был принят ряд нормативных правовых актов, значительно упростивших процедуры вынесения решений по многим важным для населения вопросам. В качестве примеров можно привести Постановления Правительства РФ: от 1 апреля 2020 г. N 402 (ред. от 18.06.2020) "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше" <9>, от 8 апреля 2020 г. N 460 (ред. от 27.03.2021) "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" <10> и др.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Российская Федерация в период пандемии также предпринимала активные действия по укреплению государственной системы здравоохранения и оказанию мер социальной поддержки безработным, семьям с детьми и другим социально уязвимым группам населения, включая инвалидов. Был принят ряд нормативных правовых актов, значительно упростивших процедуры вынесения решений по многим важным для населения вопросам. В качестве примеров можно привести Постановления Правительства РФ: от 1 апреля 2020 г. N 402 (ред. от 18.06.2020) "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше" <9>, от 8 апреля 2020 г. N 460 (ред. от 27.03.2021) "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" <10> и др.
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство женщин, имеющих детей до трех лет, или беременных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
Последние изменения: Выдача документов (копий), связанных с увольнением
(КонсультантПлюс, 2025)Для признания службой занятости лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от него не требуется, в частности, предъявление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Необходимые для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан документы и (или) сведения, находящиеся в распоряжении госорганов, государственных внебюджетных фондов, служба занятости запрашивает самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 3, п. 4 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).
(КонсультантПлюс, 2025)Для признания службой занятости лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от него не требуется, в частности, предъявление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Необходимые для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан документы и (или) сведения, находящиеся в распоряжении госорганов, государственных внебюджетных фондов, служба занятости запрашивает самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 3, п. 4 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).
Вопрос: Вправе ли работник-пенсионер в случае сокращения претендовать на выплату среднего заработка за третий месяц?
(Консультация эксперта, 2023)Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством РФ. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
(Консультация эксперта, 2023)Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством РФ. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 г. N 650 "Об утверждении Положения о стимулировании трудовой мобильности граждан" // Якутские ведомости. 2012. N 3; Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. N 585-пп "Об утверждении Положения о размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, при переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" // Волна. 2012. N 51; Постановление Правительства Красноярского края от 20 марта 2012 г. N 108-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, установлении порядка подтверждения получателем финансовой поддержки исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств финансовой поддержки, порядка возврата средств финансовой поддержки в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении" // Наш Красноярский край. 2012. N 31.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 г. N 650 "Об утверждении Положения о стимулировании трудовой мобильности граждан" // Якутские ведомости. 2012. N 3; Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. N 585-пп "Об утверждении Положения о размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, при переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" // Волна. 2012. N 51; Постановление Правительства Красноярского края от 20 марта 2012 г. N 108-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, установлении порядка подтверждения получателем финансовой поддержки исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств финансовой поддержки, порядка возврата средств финансовой поддержки в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении" // Наш Красноярский край. 2012. N 31.