Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 N 16АП-1474/2024 по делу N А63-13431/2022
Требование: Об обязании принять в собственность объекты недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-0. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 07.12.2006 N 542-0 указал, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Требование: Об обязании принять в собственность объекты недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Кроме того, аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-0. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 07.12.2006 N 542-0 указал, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Другим нормативным актом в сфере распоряжения имуществом публично-правового образования является Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <20> (далее - ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122), который в ч. 11 ст. 154 устанавливает порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением собственности из муниципальной в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Другим нормативным актом в сфере распоряжения имуществом публично-правового образования является Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <20> (далее - ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122), который в ч. 11 ст. 154 устанавливает порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением собственности из муниципальной в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность в порядке, установленном п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) <1> и Законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ (далее - Закон N 423-ФЗ) <2>;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность в порядке, установленном п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) <1> и Законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ (далее - Закон N 423-ФЗ) <2>;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", в соответствии с которым основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (ч. 1 ст. 6).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", в соответствии с которым основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (ч. 1 ст. 6).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.2020 N 47-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери"Специальный порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Меры поддержки, в нем установленные, предприняты государством - с учетом особых условий, в которых соответствующее имущество изымалось из религиозной жизни, - прежде всего в отношении уже созданного на тот момент и имевшегося в объективированной форме имущества. В связи с этим в пункте 1 статьи 2 данного Федерального закона при определении подлежащего передаче имущества религиозного назначения используется термин "построенное" для осуществления и (или) обеспечения указанных в ней видов деятельности религиозных организаций.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери"Специальный порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Меры поддержки, в нем установленные, предприняты государством - с учетом особых условий, в которых соответствующее имущество изымалось из религиозной жизни, - прежде всего в отношении уже созданного на тот момент и имевшегося в объективированной форме имущества. В связи с этим в пункте 1 статьи 2 данного Федерального закона при определении подлежащего передаче имущества религиозного назначения используется термин "построенное" для осуществления и (или) обеспечения указанных в ней видов деятельности религиозных организаций.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)<1> См., например, Определения ВС РФ: по делу N 32-В10-5 от 27 февраля 2010 г.; по делу N 59-В11-9 от 26 октября 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс". В новейшей практике, но только по иным категориям дел можно встретить верные суждения, касающиеся рассматриваемого вопроса. С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П, указывается на недопустимость принятия решений о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (см.: Определение ВС РФ от 28 августа 2020 г. N 309-ЭС20-11496 по делу N А50-22997/2019).
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)<1> См., например, Определения ВС РФ: по делу N 32-В10-5 от 27 февраля 2010 г.; по делу N 59-В11-9 от 26 октября 2011 г. // СПС "КонсультантПлюс". В новейшей практике, но только по иным категориям дел можно встретить верные суждения, касающиеся рассматриваемого вопроса. С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П, указывается на недопустимость принятия решений о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (см.: Определение ВС РФ от 28 августа 2020 г. N 309-ЭС20-11496 по делу N А50-22997/2019).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)97. Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)97. Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации <17>.
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации <17>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <54>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Как установлено в ч. 2.1 и 2.2 ст. 3 названного Закона (части введены Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ <55>), имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не подлежит приватизации (ч. 2.1); сделки приватизации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются недействительными (ч. 2.2).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <54>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Как установлено в ч. 2.1 и 2.2 ст. 3 названного Закона (части введены Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ <55>), имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не подлежит приватизации (ч. 2.1); сделки приватизации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются недействительными (ч. 2.2).
Статья: Разграничение государственной собственности на землю
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отношения, связанные с безвозмездной передачей земельных участков в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность, урегулированы Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отношения, связанные с безвозмездной передачей земельных участков в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность, урегулированы Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".