Порядок организации и проведения работ с повышенной опасностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок организации и проведения работ с повышенной опасностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Положение об организации и выполнении работ повышенной опасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок организации работ с повышенной опасностью
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок организации работ с повышенной опасностью
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть, направляя на предварительные и периодические медосмотры педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)Не считая особенностей, сам порядок проведения периодических медосмотров такой же, как, например, порядок проведения медосмотров работников, которым предстоит работа повышенной опасности. В частности, вы составляете списки работников, подлежащих медосмотрам, выдаете им направление в лицензированную медицинскую организацию, несете расходы на медосмотр, беспрепятственно отпускаете их с работы, сохраняете за ними место работы и средний заработок на время медосмотра. Это следует из ст. 185, ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ, ч. 5 ст. 24 Закона об охране здоровья, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 21, 23, 25 Порядка проведения медосмотров работников.
(КонсультантПлюс, 2025)Не считая особенностей, сам порядок проведения периодических медосмотров такой же, как, например, порядок проведения медосмотров работников, которым предстоит работа повышенной опасности. В частности, вы составляете списки работников, подлежащих медосмотрам, выдаете им направление в лицензированную медицинскую организацию, несете расходы на медосмотр, беспрепятственно отпускаете их с работы, сохраняете за ними место работы и средний заработок на время медосмотра. Это следует из ст. 185, ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ, ч. 5 ст. 24 Закона об охране здоровья, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 21, 23, 25 Порядка проведения медосмотров работников.
Готовое решение: В каком порядке проводятся предвахтовые медицинские осмотры
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не предусмотрен специальный порядок направления таких работников на предварительные и периодические медосмотры. Действуйте так же, как, например, при проведении медосмотров работников, которым предстоит работа повышенной опасности. В частности, вы составляете списки работников, подлежащих медосмотрам, выдаете им направление в лицензированную медицинскую организацию, несете расходы на медосмотр. Это следует из ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 8, 9, 11, 21, 23, 25 Порядка проведения медосмотров работников.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не предусмотрен специальный порядок направления таких работников на предварительные и периодические медосмотры. Действуйте так же, как, например, при проведении медосмотров работников, которым предстоит работа повышенной опасности. В частности, вы составляете списки работников, подлежащих медосмотрам, выдаете им направление в лицензированную медицинскую организацию, несете расходы на медосмотр. Это следует из ч. 3 ст. 214, ч. 9 ст. 220 ТК РФ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 8, 9, 11, 21, 23, 25 Порядка проведения медосмотров работников.
Статья: Охрана труда работников АХЧ и иных технических служб в образовательных организациях
(Петров Ю.М.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 5)<1> Работы с повышенной опасностью - это работы, выполняемые в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, требующие проведения дополнительных организационных и технических мероприятий для обеспечения безопасности работников при выполнении этих работ. В Трудовом кодексе РФ понятие "работы с повышенной опасностью" отсутствует, но в ряде нормативно-правовых актов и стандартов безопасности труда имеются ссылки на такие работы и определены порядки их организации. Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования по организации работ и обучению работников, представлен в Приложении N 2 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Перечни и виды работ с повышенной опасностью также содержатся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда. На основе указанных документов в образовательной организации с учетом ее профиля и специфики деятельности разрабатывается собственный перечень работ повышенной опасности, который должен быть утвержден руководителем организации и своевременно актуализироваться. Перечень может быть оформлен в виде приложения к положению о системе управления охраной труда в организации и/или приложения к приказу "Об организации работ повышенной опасности в организации". - Прим. ред.
(Петров Ю.М.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 5)<1> Работы с повышенной опасностью - это работы, выполняемые в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, требующие проведения дополнительных организационных и технических мероприятий для обеспечения безопасности работников при выполнении этих работ. В Трудовом кодексе РФ понятие "работы с повышенной опасностью" отсутствует, но в ряде нормативно-правовых актов и стандартов безопасности труда имеются ссылки на такие работы и определены порядки их организации. Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования по организации работ и обучению работников, представлен в Приложении N 2 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Перечни и виды работ с повышенной опасностью также содержатся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда. На основе указанных документов в образовательной организации с учетом ее профиля и специфики деятельности разрабатывается собственный перечень работ повышенной опасности, который должен быть утвержден руководителем организации и своевременно актуализироваться. Перечень может быть оформлен в виде приложения к положению о системе управления охраной труда в организации и/или приложения к приказу "Об организации работ повышенной опасности в организации". - Прим. ред.
Статья: Организация проверки знания работниками требований охраны труда
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)Регистрация проведения целевого инструктажа по охране труда при выполнении работ повышенной опасности, на которые требуется оформление наряда-допуска, оформляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими организацию и производство таких работ, в том числе перечень записей в наряде-допуске.
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)Регистрация проведения целевого инструктажа по охране труда при выполнении работ повышенной опасности, на которые требуется оформление наряда-допуска, оформляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими организацию и производство таких работ, в том числе перечень записей в наряде-допуске.
Готовое решение: Как провести целевой инструктаж по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Если целевой инструктаж связан с выполнением работ повышенной опасности, на которые требуется оформить наряд-допуск, оформите его проведение в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими организацию и производство работ повышенной опасности, в том числе перечень записей в наряде-допуске (п. 89 Правил обучения по охране труда).
(КонсультантПлюс, 2025)Если целевой инструктаж связан с выполнением работ повышенной опасности, на которые требуется оформить наряд-допуск, оформите его проведение в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими организацию и производство работ повышенной опасности, в том числе перечень записей в наряде-допуске (п. 89 Правил обучения по охране труда).
Статья: Задачи, структура и основные элементы системы управления охраной труда в образовательной организации
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)- распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами организации;
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)- распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами организации;
Вопрос: Как оформить допуск к самостоятельной работе после прохождения первичного инструктажа по охране труда?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работники, поступающие на работу, связанную с повышенной опасностью, после прохождения первичного инструктажа по охране труда и обучения требованиям охраны труда (в установленных случаях) обязаны проходить стажировку на конкретном рабочем месте под руководством работников организации, назначенных ответственными за организацию и проведение стажировки на рабочем месте локальным нормативным актом работодателя и прошедших обучение по охране труда в установленном порядке. Для остальных работников работодатель вправе самостоятельно определять необходимость стажировки (п. п. 25, 26, 29, 53 Правил обучения).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работники, поступающие на работу, связанную с повышенной опасностью, после прохождения первичного инструктажа по охране труда и обучения требованиям охраны труда (в установленных случаях) обязаны проходить стажировку на конкретном рабочем месте под руководством работников организации, назначенных ответственными за организацию и проведение стажировки на рабочем месте локальным нормативным актом работодателя и прошедших обучение по охране труда в установленном порядке. Для остальных работников работодатель вправе самостоятельно определять необходимость стажировки (п. п. 25, 26, 29, 53 Правил обучения).
Статья: Специальные режимы государственного контроля (надзора) как способ обеспечения рационального использования и охраны недр
(Соколов А.Д.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Несмотря на то что до принятия Закона N 248-ФЗ понятие специальных режимов государственного контроля (надзора) не фигурировало в законодательстве, регулирующем контрольную (надзорную) деятельность, постоянный государственный контроль (надзор) уже активно применялся в отношении опасных производственных объектов I класса опасности, производственных объектов аффинажных организаций, гидротехнических сооружений I класса, отдельных объектов использования атомной энергии. В дальнейшем режим постоянного государственного контроля (надзора) был доработан в Законе N 248-ФЗ посредством закрепления перечня конкретных контрольных (надзорных) действий, применяемых в рамках данного режима. Как известно, к опасным производственным объектам относят также некоторые объекты ведения горных работ ввиду высокого риска нанесения вреда окружающей среде, что обусловливает необходимость постоянного взаимодействия уполномоченных органов власти для предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований. Однако можно заметить, что порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий между Ростехнадзором и Росприроднадзором в рамках постоянного государственного контроля (надзора) не предусмотрен, что фактически влечет увеличение проверочных мероприятий, проводимых в условиях специального режима государственного контроля (надзора), который сам по себе подразумевает оказание непрерывного административного воздействия на контролируемое лицо, что с учетом изложенной проблемы противоречит основополагающим принципам контрольной (надзорной) деятельности. При этом осуществление постоянного государственного контроля (надзора) на опасном производственном объекте I класса опасности не исключает проведения федерального государственного надзора в области промышленной безопасности <10>. В связи с изложенным необходимо предусмотреть возможность проведения комплексных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов федерального государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора в рамках режима постоянного государственного контроля (надзора) посредством заключения соответствующего соглашения между Ростехнадзором и Росприроднадзором.
(Соколов А.Д.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Несмотря на то что до принятия Закона N 248-ФЗ понятие специальных режимов государственного контроля (надзора) не фигурировало в законодательстве, регулирующем контрольную (надзорную) деятельность, постоянный государственный контроль (надзор) уже активно применялся в отношении опасных производственных объектов I класса опасности, производственных объектов аффинажных организаций, гидротехнических сооружений I класса, отдельных объектов использования атомной энергии. В дальнейшем режим постоянного государственного контроля (надзора) был доработан в Законе N 248-ФЗ посредством закрепления перечня конкретных контрольных (надзорных) действий, применяемых в рамках данного режима. Как известно, к опасным производственным объектам относят также некоторые объекты ведения горных работ ввиду высокого риска нанесения вреда окружающей среде, что обусловливает необходимость постоянного взаимодействия уполномоченных органов власти для предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований. Однако можно заметить, что порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий между Ростехнадзором и Росприроднадзором в рамках постоянного государственного контроля (надзора) не предусмотрен, что фактически влечет увеличение проверочных мероприятий, проводимых в условиях специального режима государственного контроля (надзора), который сам по себе подразумевает оказание непрерывного административного воздействия на контролируемое лицо, что с учетом изложенной проблемы противоречит основополагающим принципам контрольной (надзорной) деятельности. При этом осуществление постоянного государственного контроля (надзора) на опасном производственном объекте I класса опасности не исключает проведения федерального государственного надзора в области промышленной безопасности <10>. В связи с изложенным необходимо предусмотреть возможность проведения комплексных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов федерального государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора в рамках режима постоянного государственного контроля (надзора) посредством заключения соответствующего соглашения между Ростехнадзором и Росприроднадзором.
Вопрос: Как работодателю определить в трудовом договоре с работником дату начала работы, если при трудоустройстве до выполнения должностных обязанностей работник проходит обучение по охране труда и стажировку?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Работники, поступающие на работу, связанную с повышенной опасностью, после прохождения первичного инструктажа по охране труда и обучения требованиям охраны труда (в установленных случаях) обязаны проходить стажировку на конкретном рабочем месте под руководством работников организации, назначенных ответственными за организацию и проведение стажировки на рабочем месте локальным нормативным актом работодателя и прошедших обучение по охране труда в установленном порядке. Для остальных работников работодатель вправе самостоятельно определять необходимость стажировки (п. п. 25, 26, 29, 53 Правил обучения, абз. 1 п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст) (далее - ГОСТ 12.0.004-2015)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Работники, поступающие на работу, связанную с повышенной опасностью, после прохождения первичного инструктажа по охране труда и обучения требованиям охраны труда (в установленных случаях) обязаны проходить стажировку на конкретном рабочем месте под руководством работников организации, назначенных ответственными за организацию и проведение стажировки на рабочем месте локальным нормативным актом работодателя и прошедших обучение по охране труда в установленном порядке. Для остальных работников работодатель вправе самостоятельно определять необходимость стажировки (п. п. 25, 26, 29, 53 Правил обучения, абз. 1 п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст) (далее - ГОСТ 12.0.004-2015)).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Целевой инструктаж по охране труда проводится в объеме требований охраны труда, предъявляемых к запланированным работам (мероприятиям), указанных в локальном нормативном акте работодателя, и содержит вопросы оказания первой помощи пострадавшим, при этом объем вопросов оказания первой помощи определяет работодатель или лицо, проводящее такой инструктаж по охране труда. Необходимость проведения целевого инструктажа по охране труда перед началом периодически повторяющихся работ повышенной опасности, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризуются постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, определяется работодателем.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Целевой инструктаж по охране труда проводится в объеме требований охраны труда, предъявляемых к запланированным работам (мероприятиям), указанных в локальном нормативном акте работодателя, и содержит вопросы оказания первой помощи пострадавшим, при этом объем вопросов оказания первой помощи определяет работодатель или лицо, проводящее такой инструктаж по охране труда. Необходимость проведения целевого инструктажа по охране труда перед началом периодически повторяющихся работ повышенной опасности, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризуются постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, определяется работодателем.