Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31.03.2023 по делу N 33-5666/2023
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия по безработице.
Обстоятельства: Указано, что ответчику был присвоен статус безработного, назначено пособие по безработице, через некоторое время был установлен факт трудоустройства ответчика, непредоставление ответчиком информации о трудоустройстве повлекло перерасход денежных средств на выплату пособия по безработице.
Решение: Отказано.Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 3, 31, 35 Закона РФ от 16.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", положениями Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, пришел к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны ответчика, недоказанности факта намеренного сокрытия ею данных о своем трудоустройстве в целях получения пособия по безработице. При этом суд указал, что ответчик не предупреждалась при постановке на учет в качестве безработной о наличии у нее обязанности сообщать в Центр занятости о своем трудоустройстве и об ответственности за непредоставление таких сведений.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия по безработице.
Обстоятельства: Указано, что ответчику был присвоен статус безработного, назначено пособие по безработице, через некоторое время был установлен факт трудоустройства ответчика, непредоставление ответчиком информации о трудоустройстве повлекло перерасход денежных средств на выплату пособия по безработице.
Решение: Отказано.Разрешая спор при указанных обстоятельствах и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 3, 31, 35 Закона РФ от 16.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", положениями Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, пришел к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны ответчика, недоказанности факта намеренного сокрытия ею данных о своем трудоустройстве в целях получения пособия по безработице. При этом суд указал, что ответчик не предупреждалась при постановке на учет в качестве безработной о наличии у нее обязанности сообщать в Центр занятости о своем трудоустройстве и об ответственности за непредоставление таких сведений.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2024 N 88-4256/2024 (УИД 11RS0001-01-2023-006391-13)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения об отказе в сохранении среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, выплате среднего месячного заработка.
Обстоятельства: Истец указал, что, вынося решение об отказе в сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц, ответчик указывает на отсутствие обстоятельств, подпадающих под исключительный случай, дающий право на получение сохраняемого заработка.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 81, 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудового кодекса), установив, что истец не была трудоустроена в течение четырех месяцев со дня увольнения, своевременно встала на учет в органах службы занятости, принимала самостоятельные меры к трудоустройству, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, соотнося полученное ею пособие по безработице, произведенные работодателем выплаты, включая заработную плату, компенсации при увольнении, выходное пособие с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований для сохранения среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у истца исключительных обстоятельств, с которыми законодатель связывает предоставление такого права, не имеется.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения об отказе в сохранении среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, выплате среднего месячного заработка.
Обстоятельства: Истец указал, что, вынося решение об отказе в сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц, ответчик указывает на отсутствие обстоятельств, подпадающих под исключительный случай, дающий право на получение сохраняемого заработка.
Решение: Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 81, 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудового кодекса), установив, что истец не была трудоустроена в течение четырех месяцев со дня увольнения, своевременно встала на учет в органах службы занятости, принимала самостоятельные меры к трудоустройству, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, соотнося полученное ею пособие по безработице, произведенные работодателем выплаты, включая заработную плату, компенсации при увольнении, выходное пособие с величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований для сохранения среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у истца исключительных обстоятельств, с которыми законодатель связывает предоставление такого права, не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер пособия по безработице"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Как встать на учет в службе занятости и получить пособие по безработице? >>>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Как встать на учет в службе занятости и получить пособие по безработице? >>>
Постановление Правления ПФ РФ от 24.06.2019 N 364п
(ред. от 11.01.2021)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2019 N 56265)сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
(ред. от 11.01.2021)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2019 N 56265)сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Фабула дела следующая. Ирина Котлова (заявитель) в мае 2018 г. была признана безработной, поставлена на учет в службе занятости. В период признания безработной она получала пособие в размере 8 000 рублей, а с января 2019 г. для граждан предпенсионного возраста размер пособия составил 11 280 руб. Однако заявителю пособие не пересчитали, а оставили в прежнем размере. Заявитель решила, что это нарушает ее права, и обратилась в суд.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Фабула дела следующая. Ирина Котлова (заявитель) в мае 2018 г. была признана безработной, поставлена на учет в службе занятости. В период признания безработной она получала пособие в размере 8 000 рублей, а с января 2019 г. для граждан предпенсионного возраста размер пособия составил 11 280 руб. Однако заявителю пособие не пересчитали, а оставили в прежнем размере. Заявитель решила, что это нарушает ее права, и обратилась в суд.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, предусмотрена возможность постановки на учет в качестве безработного и для получения пособия в дистанционном формате. Процесс признания гражданина безработным и назначения пособия осуществляется центрами занятости населения онлайн на основании заявки, поданной в электронной форме. Граждане могут формировать такие заявки через личный кабинет информационно-аналитической системы "Работа в России" или личный кабинет на едином портале. Все необходимые документы и данные для принятия решения запрашиваются центрами занятости в рамках межведомственного взаимодействия.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, предусмотрена возможность постановки на учет в качестве безработного и для получения пособия в дистанционном формате. Процесс признания гражданина безработным и назначения пособия осуществляется центрами занятости населения онлайн на основании заявки, поданной в электронной форме. Граждане могут формировать такие заявки через личный кабинет информационно-аналитической системы "Работа в России" или личный кабинет на едином портале. Все необходимые документы и данные для принятия решения запрашиваются центрами занятости в рамках межведомственного взаимодействия.
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подробнее о порядке обращения для постановки на учет см., например, ситуацию "Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подробнее о порядке обращения для постановки на учет см., например, ситуацию "Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?".
Статья: Что изменилось в справке о среднем заработке и как ее заполнить?
(Агаева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Справка о среднем заработке понадобится, если работник, который перестал трудиться в вашей компании, хочет встать на учет в центр занятости и начать получение пособия по безработице. Кроме этого, документ вправе запросить органы социальной защиты населения для определения выплат пособий и предоставления льгот.
(Агаева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Справка о среднем заработке понадобится, если работник, который перестал трудиться в вашей компании, хочет встать на учет в центр занятости и начать получение пособия по безработице. Кроме этого, документ вправе запросить органы социальной защиты населения для определения выплат пособий и предоставления льгот.
Статья: Платформенная занятость. Закона нет, работа есть?
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 12)Исполнителю также необходимо сознавать, что при оказании услуг и выполнении работ посредством использования такого вида деятельности, как платформенная занятость, он не сможет получать пособие, если планирует обратиться в центр занятости. В указанную организацию поступают сведения о доходах, на которые начисляются страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Оспорить такие действия в суде не получится. Так, суд установил, что на момент постановки на регистрационный учет в качестве безработного лицо в силу наличия действующего гражданско-правового договора относилось к занятым гражданам (ст. 2 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ"). Центр занятости составил приказ, в котором указал на снятие с учета ввиду получения пособия обманным путем. У истца отсутствовало право на получение статуса безработного и, как следствие, права на пособие на момент постановки на учет. Заявитель иска указал, что Центр занятости не выяснил все обстоятельства. Суд установил, что сведения о договоре были получены в порядке межведомственного взаимодействия при проведении процедуры перерегистрации, что не отменяет факта отнесения истца на момент подачи заявления и постановки на учет к категории занятых граждан в смысле, придаваемом ему законом (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.02.2021 по делу N 33-2910/2021).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 12)Исполнителю также необходимо сознавать, что при оказании услуг и выполнении работ посредством использования такого вида деятельности, как платформенная занятость, он не сможет получать пособие, если планирует обратиться в центр занятости. В указанную организацию поступают сведения о доходах, на которые начисляются страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Оспорить такие действия в суде не получится. Так, суд установил, что на момент постановки на регистрационный учет в качестве безработного лицо в силу наличия действующего гражданско-правового договора относилось к занятым гражданам (ст. 2 Федерального закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ"). Центр занятости составил приказ, в котором указал на снятие с учета ввиду получения пособия обманным путем. У истца отсутствовало право на получение статуса безработного и, как следствие, права на пособие на момент постановки на учет. Заявитель иска указал, что Центр занятости не выяснил все обстоятельства. Суд установил, что сведения о договоре были получены в порядке межведомственного взаимодействия при проведении процедуры перерегистрации, что не отменяет факта отнесения истца на момент подачи заявления и постановки на учет к категории занятых граждан в смысле, придаваемом ему законом (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.02.2021 по делу N 33-2910/2021).
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют определенным критериям (см., например, ситуацию "Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?").
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют определенным критериям (см., например, ситуацию "Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?").
Готовое решение: Как уволить беременную женщину при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Если работница увольняется до начала отпуска по беременности и родам, то с момента увольнения и до момента нового трудоустройства она не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). В этот период она может получить пособие по беременности и родам только как женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания ее безработной (ст. 6 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "б" п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей). В таком случае, если она встала на учет в службе занятости населения, пособие за календарные дни отпуска по беременности и родам ей выплачивает СФР по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) из расчета 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного для этого субъекта РФ, за полный месяц (абз. 3 ст. 8 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. п. 11, 13, 15, 16.1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Приложение N 1 к Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
(КонсультантПлюс, 2025)Если работница увольняется до начала отпуска по беременности и родам, то с момента увольнения и до момента нового трудоустройства она не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). В этот период она может получить пособие по беременности и родам только как женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания ее безработной (ст. 6 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, пп. "б" п. 10 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей). В таком случае, если она встала на учет в службе занятости населения, пособие за календарные дни отпуска по беременности и родам ей выплачивает СФР по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) из расчета 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного для этого субъекта РФ, за полный месяц (абз. 3 ст. 8 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, п. п. 11, 13, 15, 16.1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Приложение N 1 к Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также не вправе встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице участник общества с ограниченной ответственностью, так как в соответствии с законом учредители (участники) хозяйственных обществ как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023 N 88-18647/2023 (УИД 55MS0091-01-2022-001061-06)).
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также не вправе встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице участник общества с ограниченной ответственностью, так как в соответствии с законом учредители (участники) хозяйственных обществ как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023 N 88-18647/2023 (УИД 55MS0091-01-2022-001061-06)).
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 16)Напомним, ранее в Госдуму поступило предложение перенести срок сдачи сведений о заключении и прекращении ГПД на 15-е число следующего месяца <1> (см. ГК, 2024, N 14, с. 95). Сейчас Правительство РФ представило на него отрицательный отзыв: из-за отсутствия у СФР актуальной информации могут быть нарушены права застрахованного на своевременное получение пособий и их перерасчет, а также на постановку на учет в службе занятости и назначение пособия по безработице.
("Главная книга", 2024, N 16)Напомним, ранее в Госдуму поступило предложение перенести срок сдачи сведений о заключении и прекращении ГПД на 15-е число следующего месяца <1> (см. ГК, 2024, N 14, с. 95). Сейчас Правительство РФ представило на него отрицательный отзыв: из-за отсутствия у СФР актуальной информации могут быть нарушены права застрахованного на своевременное получение пособий и их перерасчет, а также на постановку на учет в службе занятости и назначение пособия по безработице.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)При введении дополнительных видов социального обеспечения выбор категорий получателей законодателем обусловлен уровнем рисков, которым подвержены выбранные группы населения в условиях принятых ограничительных мер. Например, безработные граждане попадают в так называемую зону риска по причинам отсутствия заработка и невозможности обеспечения основных жизненно необходимых потребностей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 безработным, вставшим на учет в службу занятости с 1 марта 2020 г., выплачивалось в апреле - июне 2020 г. максимальное пособие по безработице в размере 12 130 руб. <3> Работающие граждане, достигшие возраста 65 лет и старше, которые ввиду высокой вероятности заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 и тяжелого течения у них заболевания были обязаны соблюдать режим самоизоляции, получили возможность компенсации утраченного заработка пособием по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине в связи с пандемией <4>.