Положение об удаленной работе в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об удаленной работе в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.11.2022 N 11-14005/2022 (УИД 74RS0001-01-2022-001289-51)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить положение о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в связи с распространением коронавируса COVID-19 (не актуализируется с 25.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)2. Как утвердить положение о временном переводе работников на дистанционную работу в ситуации распространения коронавируса COVID-19
(КонсультантПлюс, 2023)2. Как утвердить положение о временном переводе работников на дистанционную работу в ситуации распространения коронавируса COVID-19
Статья: Рекомендация Р-127/2021-КпР "Дистанционная инвентаризация"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)7. Несмотря на то, что принятие настоящей Рекомендации обусловлено переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, положения настоящей Рекомендации по существу не являются чрезвычайными. Проведение инвентаризации с использованием дистанционных форм передачи информации о проверяемых объектах в соответствии с настоящей Рекомендацией соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете и может осуществляться как в текущих условиях, так и в будущем после прекращения действия этих условий.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)7. Несмотря на то, что принятие настоящей Рекомендации обусловлено переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, положения настоящей Рекомендации по существу не являются чрезвычайными. Проведение инвентаризации с использованием дистанционных форм передачи информации о проверяемых объектах в соответствии с настоящей Рекомендацией соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете и может осуществляться как в текущих условиях, так и в будущем после прекращения действия этих условий.
Нормативные акты
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Все необходимые образцы приказов, инструкций и доп. соглашений, которые нужны в связи с коронавирусом и переводом сотрудников на удаленную работу.
(КонсультантПлюс, 2025)Все необходимые образцы приказов, инструкций и доп. соглашений, которые нужны в связи с коронавирусом и переводом сотрудников на удаленную работу.
Готовое решение: Как поступить с договором в связи с пандемией коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)ТПП РФ относит к форс-мажору, в частности, массовые заболевания (эпидемии) и запретительные меры государств (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по внутрироссийским договорам).
(КонсультантПлюс, 2023)ТПП РФ относит к форс-мажору, в частности, массовые заболевания (эпидемии) и запретительные меры государств (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по внутрироссийским договорам).
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)При этом смело можно утверждать, что количество обращений граждан будет только расти. Также активному применению цифровых технологий способствуют и внешние причины, которые напрямую затрагивают деятельность государственных органов. Катализатором в понимании неизбежности повсеместного внедрения информационных технологий на территории РФ явилась и ситуация с COVID-19, которая повысила потребность государственных органов налаживать процесс работы в дистанционном режиме, в том числе для принятия оперативных решений.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)При этом смело можно утверждать, что количество обращений граждан будет только расти. Также активному применению цифровых технологий способствуют и внешние причины, которые напрямую затрагивают деятельность государственных органов. Катализатором в понимании неизбежности повсеместного внедрения информационных технологий на территории РФ явилась и ситуация с COVID-19, которая повысила потребность государственных органов налаживать процесс работы в дистанционном режиме, в том числе для принятия оперативных решений.
Вопрос: В организации назначены работы по дератизации и дезинфекции, которые будут проводиться в рабочие дни. Может ли работодатель предоставить работникам на это время нерабочие оплачиваемые дни? Как их отразить в табеле?
(Консультация эксперта, 2023)Дезинфекция помещений может быть выполнена организацией собственными силами, клининговой компанией или специализированной организацией (Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 27.03.2020 N 02/5210-2020-24)).
(Консультация эксперта, 2023)Дезинфекция помещений может быть выполнена организацией собственными силами, клининговой компанией или специализированной организацией (Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 27.03.2020 N 02/5210-2020-24)).
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Однако законодательное регулирование в сфере трудового права отстает от потребностей общества. Несмотря на активное развитие и применение нетипичных форм занятости, на настоящее время легализованы только две из них - труд дистанционных работников и труд лиц, направленных работодателем по договору о предоставлении труда работников (персонала) <1>. Кроме того, применение положений глав 49.1 ТК РФ и 53.1 ТК РФ в настоящее время также сопровождается различными сложностями, поскольку не все нормы указанных глав отвечают потребностям работников, общества и бизнеса. Отставание нормативного регулирования труда дистанционных работников от потребностей экономики и общества особенно ярко выявилось на фоне распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году, что привело к необходимости скорейшего пересмотра соответствующих норм. Так, в пояснительной записке к проекту федерального закона N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы" было отмечено, что пандемия COVID-19 выявила проблемы российского трудового права, состоящие в его недостаточной гибкости и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. Внесенные в трудовое законодательство изменения, а также опыт дистанционной (удаленной) работы в период пандемии коронавируса благоприятно сказался на масштабах применения работодателями дистанционной работы. Как сообщает министр труда и социальной защиты А. Котяков, если до пандемии дистанционно работали около 30 000 работников, то сейчас количество дистанционных работников составляет около 3 000 000 человек <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Однако законодательное регулирование в сфере трудового права отстает от потребностей общества. Несмотря на активное развитие и применение нетипичных форм занятости, на настоящее время легализованы только две из них - труд дистанционных работников и труд лиц, направленных работодателем по договору о предоставлении труда работников (персонала) <1>. Кроме того, применение положений глав 49.1 ТК РФ и 53.1 ТК РФ в настоящее время также сопровождается различными сложностями, поскольку не все нормы указанных глав отвечают потребностям работников, общества и бизнеса. Отставание нормативного регулирования труда дистанционных работников от потребностей экономики и общества особенно ярко выявилось на фоне распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году, что привело к необходимости скорейшего пересмотра соответствующих норм. Так, в пояснительной записке к проекту федерального закона N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы" было отмечено, что пандемия COVID-19 выявила проблемы российского трудового права, состоящие в его недостаточной гибкости и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. Внесенные в трудовое законодательство изменения, а также опыт дистанционной (удаленной) работы в период пандемии коронавируса благоприятно сказался на масштабах применения работодателями дистанционной работы. Как сообщает министр труда и социальной защиты А. Котяков, если до пандемии дистанционно работали около 30 000 работников, то сейчас количество дистанционных работников составляет около 3 000 000 человек <2>.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Как отмечено в подготовленном МОТ руководстве для работодателей <47>, последние должны обеспечить работников соответствующим инструментом, материалами, оборудованием и техническими средствами, которые необходимы для выполнения заданий в условиях удаленного режима работы, если иное не предусмотрено положениями трудовых договоров, коллективного договора или правилами внутреннего распорядка.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Как отмечено в подготовленном МОТ руководстве для работодателей <47>, последние должны обеспечить работников соответствующим инструментом, материалами, оборудованием и техническими средствами, которые необходимы для выполнения заданий в условиях удаленного режима работы, если иное не предусмотрено положениями трудовых договоров, коллективного договора или правилами внутреннего распорядка.
Статья: Ковидные больные - трудовые ситуации и споры
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Допустим, в случае исполнения должностных обязанностей в режиме удаленной работы при наличии диагноза COVID-19 и соглашения сторон о работе сотрудник выполнит работу некачественно или допустит ошибки. Кто понесет за это ответственность? Что помешает ему предъявить больничный лист (кроме истечения срока предъявления) и объяснить "некачественное" исполнение работы своим состоянием? Стоит ли работодателю ставить себя в заведомо неудобное положение?
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Допустим, в случае исполнения должностных обязанностей в режиме удаленной работы при наличии диагноза COVID-19 и соглашения сторон о работе сотрудник выполнит работу некачественно или допустит ошибки. Кто понесет за это ответственность? Что помешает ему предъявить больничный лист (кроме истечения срока предъявления) и объяснить "некачественное" исполнение работы своим состоянием? Стоит ли работодателю ставить себя в заведомо неудобное положение?
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Если работник просит вас о переходе на удаленную (дистанционную) работу в связи с коронавирусом, обычно он пишет соответствующее заявление. По закону оно не обязательно - оно фиксирует инициативу работника на такой перевод. Форма заявления произвольная (нормативно утвержденной нет). В нем работник указывает, в частности: просьбу перейти на дистанционную (удаленную) работу, свои данные (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), срок такого перевода, ставит свою подпись и дату написания заявления. Если вы согласны удовлетворить просьбу работника - оформите дополнительное соглашение к трудовому договору и пропишите в нем все условия, которые меняются в связи с переводом на дистанционную (удаленную) работу. Это следует, в частности, из ст. 72, ч. 1 - 3 ст. 312.1 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2023)Если работник просит вас о переходе на удаленную (дистанционную) работу в связи с коронавирусом, обычно он пишет соответствующее заявление. По закону оно не обязательно - оно фиксирует инициативу работника на такой перевод. Форма заявления произвольная (нормативно утвержденной нет). В нем работник указывает, в частности: просьбу перейти на дистанционную (удаленную) работу, свои данные (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), срок такого перевода, ставит свою подпись и дату написания заявления. Если вы согласны удовлетворить просьбу работника - оформите дополнительное соглашение к трудовому договору и пропишите в нем все условия, которые меняются в связи с переводом на дистанционную (удаленную) работу. Это следует, в частности, из ст. 72, ч. 1 - 3 ст. 312.1 ТК РФ.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)После введения президентом нерабочих дней из-за эпидемии COVID-19 сотрудница центра занятости населения (ЦЗН) не вышла на работу, направив на имейл работодателя заявление о переводе ее на удаленную работу. Женщина пояснила, что не может оставить дома восьмилетнюю дочь, которая находится на дистанционном обучении. В ответ работнице разъяснили положения методических рекомендаций Минтруда, согласно которым сотрудниками ЦЗН трудовая деятельность осуществляется непосредственно на рабочих местах.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)После введения президентом нерабочих дней из-за эпидемии COVID-19 сотрудница центра занятости населения (ЦЗН) не вышла на работу, направив на имейл работодателя заявление о переводе ее на удаленную работу. Женщина пояснила, что не может оставить дома восьмилетнюю дочь, которая находится на дистанционном обучении. В ответ работнице разъяснили положения методических рекомендаций Минтруда, согласно которым сотрудниками ЦЗН трудовая деятельность осуществляется непосредственно на рабочих местах.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
Готовое решение: Как составить приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (угрозы распространения COVID-19) (не актуализируется со 2 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)В приказе можете указать, в частности, меры для тех, кто работает в обычном порядке, положения, касающиеся временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя.
(КонсультантПлюс, 2023)В приказе можете указать, в частности, меры для тех, кто работает в обычном порядке, положения, касающиеся временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя.