Положение об аттестации руководителей обрАзовательных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об аттестации руководителей обрАзовательных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исторические особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Несмотря на то что в постановлениях не было прямых указаний федеральным органам власти принять к исполнению и реализовать утвержденные порядки в отношении своих сотрудников, Минобороны России в октябре 1993 г. издало соответствующий Приказ <10>, которым требовалось обеспечить проведение до 1 июля 1994 г. аттестации руководителей и специалистов из числа гражданского персонала центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации согласно Положению, утвержденному Правительством России, а также вводилось в действие Положение об аттестации гражданских работников и руководителей из числа педсостава подведомственных образовательных учреждений на присвоение квалификационной категории и уточнялись тарифно-квалификационные характеристики по должностям гражданского персонала Вооруженных Сил. Ответственным за реализацию положений этого Приказа было определено Управление труда и заработной платы Минобороны России. С момента издания Приказа положения активно применялись при работе с гражданским персоналом, с учетом развития законодательства в Приказ неоднократно вносились изменения (последнее в 2002 г.), однако в 2003 г. в связи с несоответствием правовым нормам Минюст России отказал в его государственной регистрации. При этом Приказ отменили только в 2009 г.
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Несмотря на то что в постановлениях не было прямых указаний федеральным органам власти принять к исполнению и реализовать утвержденные порядки в отношении своих сотрудников, Минобороны России в октябре 1993 г. издало соответствующий Приказ <10>, которым требовалось обеспечить проведение до 1 июля 1994 г. аттестации руководителей и специалистов из числа гражданского персонала центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации согласно Положению, утвержденному Правительством России, а также вводилось в действие Положение об аттестации гражданских работников и руководителей из числа педсостава подведомственных образовательных учреждений на присвоение квалификационной категории и уточнялись тарифно-квалификационные характеристики по должностям гражданского персонала Вооруженных Сил. Ответственным за реализацию положений этого Приказа было определено Управление труда и заработной платы Минобороны России. С момента издания Приказа положения активно применялись при работе с гражданским персоналом, с учетом развития законодательства в Приказ неоднократно вносились изменения (последнее в 2002 г.), однако в 2003 г. в связи с несоответствием правовым нормам Минюст России отказал в его государственной регистрации. При этом Приказ отменили только в 2009 г.
Статья: Аттестация работников: дефекты дифференцированного подхода
(Парамонова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Проведение аттестации кандидатов при отборе персонала на локальном уровне не предусмотрено действующим законодательством. По общему правилу кандидаты на трудоустройство оцениваются работодателем в ходе собеседования, в форме которого, кстати, и проводится в настоящее время аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации. Следует отметить, что в общих положениях разделов квалификационного справочника такая аттестация рассматривается как возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки и стажа работы (в ведомственных актах об аттестации эта мысль воспроизводится практически дословно) <7>. При этом мало кто обращает внимание на важную оговорку в справочнике о том, что лица эти должны качественно и в полном объеме выполнять (!) возложенные на них должностные обязанности. Думается, что оценить это можно только тогда, когда лицо, проходящее аттестацию, работает у данного работодателя.
(Парамонова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Проведение аттестации кандидатов при отборе персонала на локальном уровне не предусмотрено действующим законодательством. По общему правилу кандидаты на трудоустройство оцениваются работодателем в ходе собеседования, в форме которого, кстати, и проводится в настоящее время аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации. Следует отметить, что в общих положениях разделов квалификационного справочника такая аттестация рассматривается как возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки и стажа работы (в ведомственных актах об аттестации эта мысль воспроизводится практически дословно) <7>. При этом мало кто обращает внимание на важную оговорку в справочнике о том, что лица эти должны качественно и в полном объеме выполнять (!) возложенные на них должностные обязанности. Думается, что оценить это можно только тогда, когда лицо, проходящее аттестацию, работает у данного работодателя.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"4.2.37. порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству;
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"4.2.37. порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству;
Вопрос: Каков порядок прохождения санитарного минимума работником?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Прохождение профессиональной гигиенической подготовки осуществляется на основе плана, согласованного руководством организации с центром Госсанэпиднадзора. Пофамильный список лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, должен быть направлен в центр Госсанэпиднадзора до 1 февраля текущего года. После согласования конкретных сроков обучения и прохождения аттестации план должен быть утвержден руководителем организации.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Прохождение профессиональной гигиенической подготовки осуществляется на основе плана, согласованного руководством организации с центром Госсанэпиднадзора. Пофамильный список лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, должен быть направлен в центр Госсанэпиднадзора до 1 февраля текущего года. После согласования конкретных сроков обучения и прохождения аттестации план должен быть утвержден руководителем организации.
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если аспирант досрочно выполнил обязанности по освоению программы аспирантуры и индивидуальный план работы при условии завершения работы над диссертацией и отсутствия академической задолженности, ему по личному заявлению, согласованному с научным руководителем, может предоставляться возможность пройти итоговую аттестацию досрочно. Порядок итоговой аттестации в таком случае устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации (п. 34 Положения N 2122).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если аспирант досрочно выполнил обязанности по освоению программы аспирантуры и индивидуальный план работы при условии завершения работы над диссертацией и отсутствия академической задолженности, ему по личному заявлению, согласованному с научным руководителем, может предоставляться возможность пройти итоговую аттестацию досрочно. Порядок итоговой аттестации в таком случае устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации (п. 34 Положения N 2122).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В то же время лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 9 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника). Таким образом, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности (см. Письмо Рособрнадзора от 11.08.2014 N 01-58-420/05-5589).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В то же время лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 9 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника). Таким образом, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности (см. Письмо Рособрнадзора от 11.08.2014 N 01-58-420/05-5589).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников, замещающих должности в органах принудительного исполнения, исполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников, замещающих должности в органах принудительного исполнения, исполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья: Правовые проблемы и перспективы развития семейной формы образования
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)С точки зрения полноты правового регулирования также позитивно может быть оценено стремление регионального законодателя закрепить пошаговый алгоритм действий родителей в связи с переходом на семейную форму получения образования, с указанием конкретных сроков прохождения необходимых процедур. Согласно нормам Постановления N 1158 родители несовершеннолетних учащихся либо совершеннолетний учащийся в течение определенного срока обязаны, во-первых, подобрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию, во-вторых, оповестить орган управления образованием об отчислении из образовательной организации. Отношения между образовательной организацией и родителями, а также учащимся после получения им основного общего образования или после достижения 18 лет регулируются приказом руководителя образовательной организации, издаваемым в течение трех рабочих дней на основании их заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)С точки зрения полноты правового регулирования также позитивно может быть оценено стремление регионального законодателя закрепить пошаговый алгоритм действий родителей в связи с переходом на семейную форму получения образования, с указанием конкретных сроков прохождения необходимых процедур. Согласно нормам Постановления N 1158 родители несовершеннолетних учащихся либо совершеннолетний учащийся в течение определенного срока обязаны, во-первых, подобрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию, во-вторых, оповестить орган управления образованием об отчислении из образовательной организации. Отношения между образовательной организацией и родителями, а также учащимся после получения им основного общего образования или после достижения 18 лет регулируются приказом руководителя образовательной организации, издаваемым в течение трех рабочих дней на основании их заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В действительности образовательный процесс представляет из себя определенные этапы, последовательно расположенные семестры. По завершении каждого из семестров осуществляется контроль результатов освоения образовательной программы. Приступить к следующему этапу обучения можно, только успешно подтвердив формирование компетенций по пройденным дисциплинам. Если студент демонстрирует отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, он подлежит отчислению (детали устанавливаются локальными нормативными актами - например, положениями о промежуточной аттестации).
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В действительности образовательный процесс представляет из себя определенные этапы, последовательно расположенные семестры. По завершении каждого из семестров осуществляется контроль результатов освоения образовательной программы. Приступить к следующему этапу обучения можно, только успешно подтвердив формирование компетенций по пройденным дисциплинам. Если студент демонстрирует отсутствие необходимых знаний, умений, навыков, он подлежит отчислению (детали устанавливаются локальными нормативными актами - например, положениями о промежуточной аттестации).