Положение о правотворческой инициативе граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о правотворческой инициативе граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<8> См.: Решение Омутнинской районной Думы Кировской области от 5 июля 2006 г. N 33 "Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области" // Наша жизнь. Газета Омутнинского района. 2006. N 87.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<8> См.: Решение Омутнинской районной Думы Кировской области от 5 июля 2006 г. N 33 "Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области" // Наша жизнь. Газета Омутнинского района. 2006. N 87.
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)<18> Решение городского Совета г. Новосибирска от 31 августа 2005 г. N 75 "О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Новосибирске" // Вечерний Новосибирск. 2005. 30 сентября.
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)<18> Решение городского Совета г. Новосибирска от 31 августа 2005 г. N 75 "О Положении о правотворческой инициативе граждан в городе Новосибирске" // Вечерний Новосибирск. 2005. 30 сентября.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов"
(подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России)Рассмотрение и принятие проектов муниципальных актов на местном референдуме, сходе граждан и внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан имеет свои особенности.
(подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России)Рассмотрение и принятие проектов муниципальных актов на местном референдуме, сходе граждан и внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан имеет свои особенности.
Статья: Народный делиберативный конституционализм как коллективная мудрость: понятие и предназначение в российской и сравнительной конституционной юриспруденции
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Среди активно используемых в конституционно-правовом пространстве страны институтов, обеспечивающих включение общества и общественных интересов в процесс обсуждения и принятия решений по публично-значимым вопросам на различных уровнях организации публичной власти, следует отметить институты общественных палат, общественных советов, публичных слушаний, правотворческих инициатив граждан, инициативных проектов (особенно на муниципальном уровне). Институты делиберативного народного конституционализма (как формы общественного участия) содействуют развитию в доктрине и практике российского конституционализма общественного коммуникационного пространства и права общественных интересов.
(Кравец И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Среди активно используемых в конституционно-правовом пространстве страны институтов, обеспечивающих включение общества и общественных интересов в процесс обсуждения и принятия решений по публично-значимым вопросам на различных уровнях организации публичной власти, следует отметить институты общественных палат, общественных советов, публичных слушаний, правотворческих инициатив граждан, инициативных проектов (особенно на муниципальном уровне). Институты делиберативного народного конституционализма (как формы общественного участия) содействуют развитию в доктрине и практике российского конституционализма общественного коммуникационного пространства и права общественных интересов.
Статья: Право граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Так, гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими ряда положений муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия присутствия физических лиц на заседаниях представительного органа муниципального образования. В частности, документально закреплялось, что гражданам, изъявившим желание присутствовать на заседании путем подачи заявления на имя руководителя коллегиального органа власти, допускалось заменить нахождение в зале заседания на предоставление возможности наблюдать ход проведения мероприятия в режиме реального времени на устройстве отображения (мониторе наблюдения) в здании местной администрации. Регламентом право граждан присутствовать на заседаниях и вовсе было поставлено в зависимость от усмотрения руководителя коллегиального органа власти. В тексте судебного акта приведена ссылка на нормы, наделяющие его исключительным правом приглашать на открытые заседания граждан, в том числе представителей организаций. Решением суда оспариваемые положения признаны недействующими со дня вступления такового в законную силу ввиду доказанности факта необоснованного ограничения ими возможности граждан присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования непосредственно в зале заседания. Также сделан вывод, что избранный подход к регулированию ограничивает и смежное право - право на правотворческую инициативу (решение Московского областного суда от 1 ноября 2018 г. по делу N 3а-764/2018). Суд апелляционной инстанции, изучив жалобу ответчика, не нашел оснований для отмены или изменения решения (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2019 г. N 4-АПА19-9).
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Так, гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими ряда положений муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия присутствия физических лиц на заседаниях представительного органа муниципального образования. В частности, документально закреплялось, что гражданам, изъявившим желание присутствовать на заседании путем подачи заявления на имя руководителя коллегиального органа власти, допускалось заменить нахождение в зале заседания на предоставление возможности наблюдать ход проведения мероприятия в режиме реального времени на устройстве отображения (мониторе наблюдения) в здании местной администрации. Регламентом право граждан присутствовать на заседаниях и вовсе было поставлено в зависимость от усмотрения руководителя коллегиального органа власти. В тексте судебного акта приведена ссылка на нормы, наделяющие его исключительным правом приглашать на открытые заседания граждан, в том числе представителей организаций. Решением суда оспариваемые положения признаны недействующими со дня вступления такового в законную силу ввиду доказанности факта необоснованного ограничения ими возможности граждан присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования непосредственно в зале заседания. Также сделан вывод, что избранный подход к регулированию ограничивает и смежное право - право на правотворческую инициативу (решение Московского областного суда от 1 ноября 2018 г. по делу N 3а-764/2018). Суд апелляционной инстанции, изучив жалобу ответчика, не нашел оснований для отмены или изменения решения (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2019 г. N 4-АПА19-9).
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Законодателем не регламентированы также такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как сход граждан, реализующий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; конференция граждан (собрание делегатов); обращения граждан в органы местного самоуправления. В ряде инкорпорированных форм поднят возрастной ценз с 16-летнего до 18-летнего возраста.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования, принимаемых представительным органом, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования, принимаемых представительным органом, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
Статья: Трансформация демократии в России: от представительных форм к делиберативным (правовая экспликация)
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<7> Сенникова Д.В. Об учете положения граждан в регионах при наших федеральных правительствах: опыт применения представительских и непосредственных форм демократии // Юридическая наука и практика. 2020. Т. 16. N 3. С. 24.
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<7> Сенникова Д.В. Об учете положения граждан в регионах при наших федеральных правительствах: опыт применения представительских и непосредственных форм демократии // Юридическая наука и практика. 2020. Т. 16. N 3. С. 24.
Статья: Законопроект об общих принципах организации местного самоуправления 2022 г.: новеллы и преемственность в правовом регулировании
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Регламентируя формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, законопроект в отличие от прежнего четко их разграничивает: к первым относятся местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, территориальное общественное самоуправление; ко вторым - опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, инициативные проекты, институт старосты сельского населенного пункта. Теперь исключается возможность отзыва депутатов представительных органов и глав муниципальных образований населением. В связи с переходом на одноуровневую модель территориальной организации местного самоуправления сход граждан уже не может исполнять полномочия представительного органа муниципального образования, хотя сама по себе эта форма непосредственной демократии сохранена. Некоторые формы оптимизированы: вместо правотворческой инициативы граждан и инициативного проекта предусмотрен лишь инициативный проект.
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Регламентируя формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, законопроект в отличие от прежнего четко их разграничивает: к первым относятся местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, территориальное общественное самоуправление; ко вторым - опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, инициативные проекты, институт старосты сельского населенного пункта. Теперь исключается возможность отзыва депутатов представительных органов и глав муниципальных образований населением. В связи с переходом на одноуровневую модель территориальной организации местного самоуправления сход граждан уже не может исполнять полномочия представительного органа муниципального образования, хотя сама по себе эта форма непосредственной демократии сохранена. Некоторые формы оптимизированы: вместо правотворческой инициативы граждан и инициативного проекта предусмотрен лишь инициативный проект.
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<1> Бычкова Е.И., Попов И.Е. Обращения граждан и правотворческая инициатива граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: монография. Челябинск, 2011.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)<1> Бычкова Е.И., Попов И.Е. Обращения граждан и правотворческая инициатива граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: монография. Челябинск, 2011.