Подведомственность административных дел судам общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность административных дел судам общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" КАС РФ"Из анализа положений статьи 1 названного кодекса, определяющих предмет его регулирования, статей 17 - 21 главы второй, регулирующих вопросы подведомственности и подсудности административных дел судам общей юрисдикции и Верховному Суду Российской Федерации, предписаний главы двадцать первой поименованного кодекса, устанавливающих правила производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствам, следует, что федеральные законы не могут быть предметом проверки в порядке административного судопроизводства."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Подведомственность административных дел судам" КАС РФ"Из анализа положений статьи 1 названного кодекса, определяющих предмет его регулирования, статей 17 - 21 главы второй, регулирующих вопросы подведомственности и подсудности административных дел судам общей юрисдикции и Верховному Суду Российской Федерации, предписаний главы двадцать первой поименованного кодекса, устанавливающих правила производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствам, следует, что федеральные законы не могут быть предметом проверки в порядке административного судопроизводства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)1. Подведомственность и подсудность
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)1. Подведомственность и подсудность
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Подведомственность и подсудность административных дел судам (гл. 2 КАС РФ). В ст. 17 КАС РФ закреплено общее правило о подведомственности административных дел судам общей юрисдикции и ВС РФ. Также в виде оговорки сформулирована исключающая норма о компетенции КС РФ и соответствующих судов субъектов РФ. Исключающая норма сформулирована неполно, так как к ведению судов общей юрисдикции также не относятся административные дела, относящиеся к компетенции арбитражных судов. Данный дефект нормативного регулирования устраняется в толковании посредством ссылки на ст. 29 АПК РФ <15>.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Подведомственность и подсудность административных дел судам (гл. 2 КАС РФ). В ст. 17 КАС РФ закреплено общее правило о подведомственности административных дел судам общей юрисдикции и ВС РФ. Также в виде оговорки сформулирована исключающая норма о компетенции КС РФ и соответствующих судов субъектов РФ. Исключающая норма сформулирована неполно, так как к ведению судов общей юрисдикции также не относятся административные дела, относящиеся к компетенции арбитражных судов. Данный дефект нормативного регулирования устраняется в толковании посредством ссылки на ст. 29 АПК РФ <15>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)В соответствии с положениями ст. 30.1 КоАП РФ рассмотрение жалоб на постановления органов, должностных лиц и судей по делам об административных правонарушениях отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в зависимости от подсудности дел.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)В соответствии с положениями ст. 30.1 КоАП РФ рассмотрение жалоб на постановления органов, должностных лиц и судей по делам об административных правонарушениях отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в зависимости от подсудности дел.
Статья: Проблемы совершенствования института подсудности гражданских дел
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)- терминологические изменения: в ГПК РФ в отношении дел, относящихся к судов, термин "подведомственность" был заменен на "подсудность". В АПК РФ термин "подведомственность" был также исключен. Вместо него был введен термин "компетенция арбитражных судов", охватывающий, по сути, прежние правила подведомственности и подсудности. В КАС РФ правила, определяющие относимость административных дел судам общей юрисдикции, именуются по-прежнему - "подведомственность". Правила подсудности сохранили свое традиционное значение.
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)- терминологические изменения: в ГПК РФ в отношении дел, относящихся к судов, термин "подведомственность" был заменен на "подсудность". В АПК РФ термин "подведомственность" был также исключен. Вместо него был введен термин "компетенция арбитражных судов", охватывающий, по сути, прежние правила подведомственности и подсудности. В КАС РФ правила, определяющие относимость административных дел судам общей юрисдикции, именуются по-прежнему - "подведомственность". Правила подсудности сохранили свое традиционное значение.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6.1 Постановления Пленума ВАС Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что АПК РФ не предусматривает возможность передачи в суд общей юрисдикции или административный орган по подведомственности дел в том числе об административных правонарушениях. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов от суда общей юрисдикции, передавшего их в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд направляет их в административный орган, составивший протокол, без возбуждения производства по делу в арбитражном суде и без вынесения определения, имея в виду отсутствие заявления административного органа, требуемого согласно ч. 2 ст. 202 и ст. 203 АПК РФ. Вместе с тем при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6.1 Постановления Пленума ВАС Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что АПК РФ не предусматривает возможность передачи в суд общей юрисдикции или административный орган по подведомственности дел в том числе об административных правонарушениях. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов от суда общей юрисдикции, передавшего их в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд направляет их в административный орган, составивший протокол, без возбуждения производства по делу в арбитражном суде и без вынесения определения, имея в виду отсутствие заявления административного органа, требуемого согласно ч. 2 ст. 202 и ст. 203 АПК РФ. Вместе с тем при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Бельтюкова И.М. Проблемы разграничения подведомственности гражданских и административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции // Юрид. вестн. Самарского ун-та. 2017. N 1. С. 92; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 81-КГ17-27; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.12.2019 по делу N 33а-21937/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Бельтюкова И.М. Проблемы разграничения подведомственности гражданских и административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции // Юрид. вестн. Самарского ун-та. 2017. N 1. С. 92; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 81-КГ17-27; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.12.2019 по делу N 33а-21937/2019 // СПС "КонсультантПлюс".