Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 740 "Договор строительного подряда" ГК РФ"Исходя из системного анализа положений статей 708, 740, 743, 763, пункта 1 статьи 766 ГК РФ существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий, в том числе виды, содержание и объемы работ, а также сроки выполнения работ, их стоимость."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 740 "Договор строительного подряда" ГК РФ"Исходя из системного анализа положений статей 708, 740, 743, 763, пункта 1 статьи 766 ГК РФ существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий, в том числе виды, содержание и объемы работ, а также сроки выполнения работ, их стоимость."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт2.2. КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)§ 5. Подрядные работы для государственных
(ред. от 24.06.2025)§ 5. Подрядные работы для государственных
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
Статья: Единство и дифференциация в системе гражданско-правовых договоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во-первых, часть видов договоров имеет разновидности - договор купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, купля-продажа недвижимости и предприятия), договор аренды (транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, а также финансовая аренда (лизинг) и прокат), договор ренты (обычная, постоянная и пожизненная) и т.д. И надо еще суметь эту разновидность выбрать. Как минимум необходимо обратить внимание на правила, относящиеся к разновидностям договоров, на которые неспециалисты редко обращают внимание. Так, применительно к купле-продаже такое правило закреплено в п. 5 ст. 454 ГК РФ - к отдельным видам договоров купли-продажи положения параграфа 1 гл. 30 ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров. Аналогичное правило есть в п. 2 ст. 702 ГК РФ, регулирующем отношения из договора подряда, в котором 4 разновидности (бытовой, строительный, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также подрядные работы для государственных или муниципальных нужд). Для практических целей это означает следующее. Если стороны выбрали вид договора, им надлежит убедиться в том, что их отношения по данному виду не подпадают под выделенные законодателем разновидности. Это связано с существованием абсолютного логичного, но теперь уже неписанного правила, о том, что разновидности видов договоров регулируются нормами об этих разновидностях, а во всем остальном общими нормами о договорах и нормами о соответствующем виде, "давшем" эти разновидности. Ибо смысл разновидностей именно в учете специфики отношений сторон, но в рамках известного вида договора и норм о договорах вообще.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Во-первых, часть видов договоров имеет разновидности - договор купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, купля-продажа недвижимости и предприятия), договор аренды (транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, а также финансовая аренда (лизинг) и прокат), договор ренты (обычная, постоянная и пожизненная) и т.д. И надо еще суметь эту разновидность выбрать. Как минимум необходимо обратить внимание на правила, относящиеся к разновидностям договоров, на которые неспециалисты редко обращают внимание. Так, применительно к купле-продаже такое правило закреплено в п. 5 ст. 454 ГК РФ - к отдельным видам договоров купли-продажи положения параграфа 1 гл. 30 ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров. Аналогичное правило есть в п. 2 ст. 702 ГК РФ, регулирующем отношения из договора подряда, в котором 4 разновидности (бытовой, строительный, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также подрядные работы для государственных или муниципальных нужд). Для практических целей это означает следующее. Если стороны выбрали вид договора, им надлежит убедиться в том, что их отношения по данному виду не подпадают под выделенные законодателем разновидности. Это связано с существованием абсолютного логичного, но теперь уже неписанного правила, о том, что разновидности видов договоров регулируются нормами об этих разновидностях, а во всем остальном общими нормами о договорах и нормами о соответствующем виде, "давшем" эти разновидности. Ибо смысл разновидностей именно в учете специфики отношений сторон, но в рамках известного вида договора и норм о договорах вообще.
Статья: Понятие и правовой статус подрядчика как стороны по договору подряда
(Михайлова В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подрядные работы для государственных или муниципальных нужд - параграфом 5 гл. 37 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(Михайлова В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подрядные работы для государственных или муниципальных нужд - параграфом 5 гл. 37 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Следует обратить внимание, что в упомянутых статьях ГК РФ речь идет только о поставке товара для государственных или муниципальных нужд, в то время как в отдельных статьях наряду с понятием "поставщик" законодатель использует категорию "исполнитель" (ст. 526 - 530 и 533 ГК РФ). При этом возможность проявления усмотрения прослеживается из ст. 526; п. п. 2 - 3, 5 ст. 528; пп. 3 - 5 ст. 529; ст. 530 и 534 ГК РФ). Отметим, что наибольшая вариативность характерна для норм, регламентирующих процедурные вопросы на этапе согласования условий и заключения государственного или муниципального контракта. В свою очередь, ст. 763 - 768 ГК РФ, касающиеся выполнения подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, не содержат четких норм по реализации усмотрения публично-правовыми образованиями.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Следует обратить внимание, что в упомянутых статьях ГК РФ речь идет только о поставке товара для государственных или муниципальных нужд, в то время как в отдельных статьях наряду с понятием "поставщик" законодатель использует категорию "исполнитель" (ст. 526 - 530 и 533 ГК РФ). При этом возможность проявления усмотрения прослеживается из ст. 526; п. п. 2 - 3, 5 ст. 528; пп. 3 - 5 ст. 529; ст. 530 и 534 ГК РФ). Отметим, что наибольшая вариативность характерна для норм, регламентирующих процедурные вопросы на этапе согласования условий и заключения государственного или муниципального контракта. В свою очередь, ст. 763 - 768 ГК РФ, касающиеся выполнения подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, не содержат четких норм по реализации усмотрения публично-правовыми образованиями.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик (подрядчик) требовать уплатить неустойку (удержать ее из оплаты) или проценты за пользование деньгами, если просрочка выполнения работ произошла из-за ненадлежащего исполнения заказчиком (подрядчиком) обязательств по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Рассматривая данный спор, суды установили, что названные договорные отношения соответствуют признакам государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд, и его правовое регулирование предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшим в рассматриваемом периоде).
Вправе ли заказчик (подрядчик) требовать уплатить неустойку (удержать ее из оплаты) или проценты за пользование деньгами, если просрочка выполнения работ произошла из-за ненадлежащего исполнения заказчиком (подрядчиком) обязательств по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Рассматривая данный спор, суды установили, что названные договорные отношения соответствуют признакам государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд, и его правовое регулирование предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшим в рассматриваемом периоде).
Путеводитель по сделкам. Подряд. Общая информация<*> Данный материал неприменим к отдельным видам договора подряда, например к договору строительного подряда, а также к подрядным работам для государственных или муниципальных нужд.
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияВ случае просрочки исполнения предусмотренных контрактом обязательств заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустойки (пени) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
Статья: Психологические аспекты гражданско-правовой сделки
(Богданов Е.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Довольно сложным представляется вопрос о формировании воли сторон в отношении сделок, в которых одна или обе стороны обязаны заключить сделку, например в публичных договорах (ст. 426 ГК РФ). Ну а перечень конкретных публичных договоров весьма обширен. Это, в частности, договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ), договор проката (ст. 626 ГК РФ), договор бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ) и др. Обязанность заключить договор в обязательном порядке предусмотрена и рядом других норм права, например договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ), государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 763 ГК РФ) и др.
(Богданов Е.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Довольно сложным представляется вопрос о формировании воли сторон в отношении сделок, в которых одна или обе стороны обязаны заключить сделку, например в публичных договорах (ст. 426 ГК РФ). Ну а перечень конкретных публичных договоров весьма обширен. Это, в частности, договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК РФ), договор проката (ст. 626 ГК РФ), договор бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ) и др. Обязанность заключить договор в обязательном порядке предусмотрена и рядом других норм права, например договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ), государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 763 ГК РФ) и др.
Статья: Некоторые аспекты обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ в Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)О содержании государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд речь идет в ст. 766 Гражданского кодекса РФ <3>, в соответствии с которой существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются следующие:
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)О содержании государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд речь идет в ст. 766 Гражданского кодекса РФ <3>, в соответствии с которой существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются следующие: