Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2024 N Ф09-2389/24 по делу N А76-52904/2020
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на лесной участок, исключении из реестра недвижимости записи о праве собственности РФ.
Обстоятельства: Местная администрация ссылалась на отнесение спорной территории к категории земель населенных пунктов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствует решение уполномоченного органа о переводе лесного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в рамках иного дела признано незаконным включение спорных земель в границы муниципального образования, при подготовке проекта генерального плана нарушена процедура согласования.При таких обстоятельствах суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что установление границы (черты) населенного пункта решениями органов власти города или области, принятыми до 1 января 2007 года, не влечет перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и лесные участки внутри границ населенного пункта сохраняли категорию "земли лесного фонда". Действующее до 1 января 2007 года законодательство не содержало норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом высшего исполнительного органа РСФСР, а после принятия Конституции Российской Федерации - Правительства Российской Федерации.
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на лесной участок, исключении из реестра недвижимости записи о праве собственности РФ.
Обстоятельства: Местная администрация ссылалась на отнесение спорной территории к категории земель населенных пунктов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствует решение уполномоченного органа о переводе лесного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в рамках иного дела признано незаконным включение спорных земель в границы муниципального образования, при подготовке проекта генерального плана нарушена процедура согласования.При таких обстоятельствах суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что установление границы (черты) населенного пункта решениями органов власти города или области, принятыми до 1 января 2007 года, не влечет перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и лесные участки внутри границ населенного пункта сохраняли категорию "земли лесного фонда". Действующее до 1 января 2007 года законодательство не содержало норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом высшего исполнительного органа РСФСР, а после принятия Конституции Российской Федерации - Правительства Российской Федерации.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 N 18АП-13173/2023 по делу N А07-31990/2020
Требование: О признании недействительными результатов межевания земельного участка, об исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено.Данное обстоятельство формирования спорного земельного участка подтверждается также материалами публичной кадастровой карты, а также отзывом на иск, из которого следует, что на землях лесного фонда сформирован земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 без соблюдения требований предусмотренных законодательством Российской Федерации: не соблюден порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не осуществлено согласование границ собственником смежного земельного участка - Российской Федерации.
Требование: О признании недействительными результатов межевания земельного участка, об исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено.Данное обстоятельство формирования спорного земельного участка подтверждается также материалами публичной кадастровой карты, а также отзывом на иск, из которого следует, что на землях лесного фонда сформирован земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 без соблюдения требований предусмотренных законодательством Российской Федерации: не соблюден порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не осуществлено согласование границ собственником смежного земельного участка - Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Что касается сохранения прав пользователя, то в случае, если пользователем заключен договор аренды лесного участка до его перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, право пользования участком сохраняется, и договор продолжает действовать, изменяются только условия договора аренды, что отвечает интересам арендатора и нормативному регулированию в целом. Такое разъяснение было дано в письме Федерального агентства лесного хозяйства "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка" <4>. После перевода лесного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов установление вида разрешенного использования осуществляется посредством подготовки проекта изменений в утвержденные правила землепользования и застройки с учетом возможности сочетания в пределах устанавливаемой территориальной зоны нового разрешенного использования и использования участков на основании действующего договора аренды.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определение местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа осуществляется с участием специально созданной комиссии в соответствии с ч. 20 - 26 ст. 24 ГрК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определение местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа осуществляется с участием специально созданной комиссии в соответствии с ч. 20 - 26 ст. 24 ГрК РФ.