Перевод на другую должность по результатам аттестации
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод на другую должность по результатам аттестации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 74 ТК РФРаботодатель сможет изменить условия договора с работником по результатам спецоценки условий труда (ранее - аттестация рабочих мест) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понижение в должности. Анахронизм советского права или работающий механизм?
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Кстати, в п. 3 ч. 16 ст. 48 Закона о госслужбе прямо указано, что гражданский служащий по результатам аттестации может быть понижен в должности. А при его отказе от получения дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) или перевода на другую должность гражданской службы он может быть уволен (ч. 17 ст. 48 Закона о госслужбе). Сделать это можно только в течение месяца после аттестации (исключая срок болезни или отпуска госслужащего). Об этом сказано в п. 24 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Кстати, в п. 3 ч. 16 ст. 48 Закона о госслужбе прямо указано, что гражданский служащий по результатам аттестации может быть понижен в должности. А при его отказе от получения дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) или перевода на другую должность гражданской службы он может быть уволен (ч. 17 ст. 48 Закона о госслужбе). Сделать это можно только в течение месяца после аттестации (исключая срок болезни или отпуска госслужащего). Об этом сказано в п. 24 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.
Готовое решение: Как уволить работника в связи с несоответствием занимаемой должности (выполняемой работе)
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что обязательным условием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является получение от работника отказа от перевода на другую работу. Соответственно, при закреплении в ЛНА срока для увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, целесообразно учесть время на предложение ему работы и получение отказа работника от нее.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что обязательным условием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является получение от работника отказа от перевода на другую работу. Соответственно, при закреплении в ЛНА срока для увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, целесообразно учесть время на предложение ему работы и получение отказа работника от нее.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.01.2018 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.В. Кургаевой"В то же время согласно пункту 3 части 3 данной статьи контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел - увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным в статье 30 того же Федерального закона, а именно ее частью 3 (перевод сотрудника на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава по результатам аттестации и (или) конкурса, а также из кадрового резерва), пунктами 1, 3 и 6 части 5 (перевод сотрудника на равнозначную должность в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации; перевод сотрудника на равнозначную должность по личным или семейным обстоятельствам; перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в связи с прекращением срочного контракта), пунктом 2 части 7 (перевод сотрудника на нижестоящую должность по личным или семейным обстоятельствам) и частью 9 (перевод сотрудника при его зачислении в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме либо для подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).
"По делу о проверке конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.В. Кургаевой"В то же время согласно пункту 3 части 3 данной статьи контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел - увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным в статье 30 того же Федерального закона, а именно ее частью 3 (перевод сотрудника на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава по результатам аттестации и (или) конкурса, а также из кадрового резерва), пунктами 1, 3 и 6 части 5 (перевод сотрудника на равнозначную должность в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации; перевод сотрудника на равнозначную должность по личным или семейным обстоятельствам; перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в связи с прекращением срочного контракта), пунктом 2 части 7 (перевод сотрудника на нижестоящую должность по личным или семейным обстоятельствам) и частью 9 (перевод сотрудника при его зачислении в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме либо для подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Ситуация: Нужно ли госоргану утверждать положение о проведении аттестации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее локальный акт госоргана целесообразно утвердить, так как, помимо положений, перечисленных в п. 7 Положения о проведении аттестации, необходимо предусмотреть дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации. Например, если в госоргане не установлено, с учетом каких критериев госслужащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации, то перевести его на другую должность будет затруднительно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее локальный акт госоргана целесообразно утвердить, так как, помимо положений, перечисленных в п. 7 Положения о проведении аттестации, необходимо предусмотреть дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации. Например, если в госоргане не установлено, с учетом каких критериев госслужащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации, то перевести его на другую должность будет затруднительно.
Статья: Аттестация работников коммерческих организаций: что необходимо учесть при разработке ЛНА
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)Так, в ст. 81 ТК РФ закреплено право работодателя расторгнуть трудовой договор в случае "несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации" (п. 3 ч. 1), если его не удастся перевести на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 3). Относительно порядка проведения аттестации закреплено, что он "устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников" (ч. 2).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)Так, в ст. 81 ТК РФ закреплено право работодателя расторгнуть трудовой договор в случае "несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации" (п. 3 ч. 1), если его не удастся перевести на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 3). Относительно порядка проведения аттестации закреплено, что он "устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников" (ч. 2).
Вопрос: Какие причины могут служить основанием для перевода работника на другую работу и в каком порядке он производится?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Основаниями перевода работника на другую постоянную работу могут являться, в частности:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Основаниями перевода работника на другую постоянную работу могут являться, в частности:
Вопрос: Каковы основания перевода работника на нижеоплачиваемую работу и как при этом рассчитать ему зарплату?
(Консультация эксперта, 2025)Также работник может быть переведен с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу) в случае сокращения численности или штата, несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, и по некоторым другим причинам (ч. 3 ст. 81, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 ТК РФ). Если работник согласился на перевод, увольнение по соответствующим основаниям не производится.
(Консультация эксперта, 2025)Также работник может быть переведен с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу) в случае сокращения численности или штата, несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, и по некоторым другим причинам (ч. 3 ст. 81, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 ТК РФ). Если работник согласился на перевод, увольнение по соответствующим основаниям не производится.
Готовое решение: Каков порядок перемещения госслужащего по службе и его перевод на другую должность
(КонсультантПлюс, 2025)Постоянный перевод в том же госоргане, в том числе в другую местность, возможен в установленных законом случаях по инициативе как представителя нанимателя, так и гражданского служащего. Представитель нанимателя может его инициировать, например, в связи с понижением гражданского служащего в должности по результатам аттестации. Такой перевод требует письменного согласия гражданского служащего. Сам служащий может просить о переводе, в частности, в связи с невозможностью исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья в соответствии с медзаключением. Постоянный перевод гражданского служащего в пределах одного госоргана оформляют правовым актом госоргана, подписывают дополнительное соглашение к служебному контракту. Информацию о постоянном переводе вносят, в частности, в сведения о трудовой деятельности в общем порядке. При этом дополнительно в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1 разд. 1 формы ЕФС-1 указывают код должности по соответствующему реестру должностей. Это следует, в частности, из ч. 1, п. п. 3, 8 ч. 5, ч. 9 ст. 28, ч. 1 ст. 48, ст. 73 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1, 2 ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.1 ст. 6, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 1 п. 5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 45 Порядка заполнения ЕФС-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Постоянный перевод в том же госоргане, в том числе в другую местность, возможен в установленных законом случаях по инициативе как представителя нанимателя, так и гражданского служащего. Представитель нанимателя может его инициировать, например, в связи с понижением гражданского служащего в должности по результатам аттестации. Такой перевод требует письменного согласия гражданского служащего. Сам служащий может просить о переводе, в частности, в связи с невозможностью исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья в соответствии с медзаключением. Постоянный перевод гражданского служащего в пределах одного госоргана оформляют правовым актом госоргана, подписывают дополнительное соглашение к служебному контракту. Информацию о постоянном переводе вносят, в частности, в сведения о трудовой деятельности в общем порядке. При этом дополнительно в графе 5 подраздела 1.1 подраздела 1 разд. 1 формы ЕФС-1 указывают код должности по соответствующему реестру должностей. Это следует, в частности, из ч. 1, п. п. 3, 8 ч. 5, ч. 9 ст. 28, ч. 1 ст. 48, ст. 73 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1, 2 ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.1 ст. 6, п. 1, пп. 4 п. 2, пп. 1 п. 5 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 45 Порядка заполнения ЕФС-1.
Статья: Об актуальных изменениях в законодательстве о государственной гражданской службе в части, касающейся рассмотрения индивидуальных служебных споров
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Споры и конфликтные ситуации, касающиеся приема на государственную службу, ее прохождения, проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, реализации прав государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, содержания выданных характеристик, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы, возникают и существуют с самого начала функционирования государственной службы как особого социально-правового института. В этой связи естественной и очевидной представляется заинтересованность исследователей в обстоятельном правовом оформлении столь важного и значимого явления и термина, а именно служебного спора.
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Споры и конфликтные ситуации, касающиеся приема на государственную службу, ее прохождения, проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, реализации прав государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, содержания выданных характеристик, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы, возникают и существуют с самого начала функционирования государственной службы как особого социально-правового института. В этой связи естественной и очевидной представляется заинтересованность исследователей в обстоятельном правовом оформлении столь важного и значимого явления и термина, а именно служебного спора.