Перерасчет коммунальных платежей защита прав потребителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Перерасчет коммунальных платежей защита прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-7150/2022 по делу N 2-1932/2021
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования абонента: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: С момента приобретения квартиры и до ее продажи жилое помещение для проживания не использовалось, ответчик начислял задолженность по оплате тепловой энергии без учета показаний ИПУ. Неоднократные требования о перерасчете задолженности по оплате тепловой энергии были оставлены ответчиком без удовлетворения. Вместе с тем ответчик неоднократно обращался в суд с требованиями о взыскании с истца задолженности по оплате тепловой энергии.
Решение: Удовлетворено в части.
Доводы кассационной жалобы о том, что предписание Государственной жилищной инспекции Омской области было исполнено ответчиком, перерасчет корректировки размера платы за коммунальные услуги по отоплению произведен, не свидетельствуют об освобождении ответчика от обязанности компенсировать моральный вред потребителю, что прямо следует из содержания статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2022 по делу N 88-21599/2022
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: 1) О взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги; 2) Об отсутствии задолженности по коммунальным и эксплуатационным платежам; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что получает платежные документы, где в числе услуг, подлежащих оплате, указывается сумма задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги за неизвестный ему период. Истец с задолженностью не согласен, так как добросовестно исполнял свои обязанности собственника жилого помещения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Недостатки оформляемых ответчиком платежных документов сами по себе не свидетельствуют об отсутствии оснований для начисления истцу платы за жилое помещение и оказанные коммунальные услуги, а нарушение права на информацию об оказанных услугах, предусмотренного статьями ст. 8, 10 Закона РФ от 97.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителя" не является безусловным основанием для перерасчета платежей, при том, что в силу ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" недостающая информация об оказанных услугах и их стоимости могла быть предоставлена по его обращению.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Плата за жилье и коммунальные услуги: особенности охраны прав потребителей
(Матиящук С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 5)
Иск заявлен о защите прав потребителя. В обоснование исковых требований истец указывает на то, что ответчик не принимает меры по приведению температуры в помещении в соответствие с нормативной, не устраняет щели цокольных перекрытий под жилым помещением, не производит перерасчет размера оплаты коммунальных услуг вследствие некачественного оказания услуг теплоснабжения. В свою очередь ответчик с иском не согласился, указывая, что в возникших спорных правоотношениях положения Закона о защите прав потребителей не могут быть применены в связи с тем, что истец является индивидуальным предпринимателем и использует помещение в предпринимательских целях.
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальной услуги за расчетный период превышает установленные допустимые перерывы, а также если давление и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают установленным требованиям, потребитель вправе также потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (п. 157 Правил N 354).

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"
21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.11.2023)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.